Муйжник замечает, что хорошая работница начинает делать на ленте большие пропуски, пускает.
в пресс грязный материал... Он подходит и спрашивает, что с ней? Девушка ссылается на плохую подсобную работницу. Но это неверно. Муйжник знает ее, она хорошо работала на других прессах. Тогда девушка признается. - они живут вместе и поссорились из - за парня. Это сказывается на работе. Тогда Муйжник идет к начальнику цеха и договаривается о возможности расселения этих девушек.
Мастер Муйжник приучает новую работницу к движению руками в такт работе.
Потом она подает деталь в штамп через один удар.
И только, когда работница окончательно свыкнется с координацией движений, мастер доверяет ей штамп. При автоматическом ходе штамп дает 45 ударов в минуту. Штамповщица должна быстро ориентироваться в работе и уметь в нужную минуту остановить пресс. Работница нервничает. - и он объясняет ей управление станком, его общую конструкцию, принцип работы. Девушка становится спокойнее, увереннее. Работа идет значительно лучше, и мастер спокоен, что штамп не будет поломан. Рабочий поднимает штамп - непосильную тяжесть, - Муйжник сейчас же дает ему помощь. Кто - то обрезал палец на производстве, и Муйжник требует, чтобы он отправился на перевязку в амбулаторию.
В его смену не слышно окриков. Он спокоен, уверен, убежден.
Штамповщица уронила в грязь деталь и бросила ее потом в ящик. Подходит Муйжник:
- Скажи, Петрова, бросишь ли ты грязное мясо в суп? - спрашивает он, ни на секунду не повышая голоса. И девушка явно смущена. Она готова провалиться сквозь землю. И больше уж она этого не повторит.
Наладчик - молодой парень в азарте работы налил в деталь масло для смазки. Кончив, он отбрасывает ее в сторону. Проходя мимо, Муйжник поднимает деталь. Он на минуту задерживается, вытаскивает из кармана книжечку. Находит расценки. Парень застывает в неприятном ожидании.
- Деталь стоит три рубля, - в голосе Муйжника металлические нотки. Вручив в руки ошарашенному парню деталь, мастер проходит дальше Шведский ключ хорош для велосипеда. Гайки на штампах должны закрепляться точными ключами, иначе они перестают быть похожими на гайки. Муйжник требует хорошей организации рабочего места, чтобы нужный инструмент был всегда под рукой, чтобы из отсутствия ручника не приходилось бить по зубилу ключом. Даже после обеденного перерыва машина должна быть проверена наладчиком. - малейшее упущение грозит аварией. Метод Муйжника передается его товарищам.
В цех часто приходят люди, не работавшие совсем еще на производстве. Такие люди под особым наблюдением у мастера. Они нуждаются в особой воспитательной работе. Он постепенно приучает их к производству. В обеденный перерыв он собирает их, объясняя работу станков. Он дает им общее представление о прессах, на которых им придется работать. Мастер становится сам за станок. Вот наиболее точные, экономные приемы движений. Новичок постепенно преодолевает боязнь машины. И когда приходит время становиться за станок, он уже уверен в себе, и машина перестает быть сложной, пугающей вещью из металла.
Ученику немца Фосса прессы «Вейнгартена» казались когда - то сложной и трудной вещью. Ударник второй пятилетки - мастер Муйжник - знает их теперь уже на - слух и на - ощупь. По стуку и подрагиванию он определяет состояние машины.
Мастер - коммунист Муйжник усмехаясь замечает, что работа на передовом производстве отражается и в его быту.
В цехе он привык к аккуратности, чистоте, экономии времени.
Его раздражают теперь неряшливость в комнате и вещь, стоящая не на месте. Иногда он ловит себя на том, что комнату он начинает рассматривать как механизм, где все части должны соответствовать друг другу.
Человек высокой производительности и высокого качества, работая на прекрасных, новейших станках, он не любит дешевых, скверных, размалеванных вещей, которые заполняли квартиру старого мастера.
Рационализатор в цехе, он враг лишнего в доме. Производство приучило его к самодисциплине и спокойствию. Без этого он не смог бы наладить товарищеских отношений в своей смене. Это сказывается и дома. Он ровен и сдержан в отношении к дочери, к жене.
В последний раз я видел мастера Муйжника дома. Семья уехала на дачу. Он занимался ремонтом, рассказывая мне свою биографию. В опустевшей комнате гулко отдавался его голос. Он красил пол и раму окна. В углу стояло несколько банок с красками. Мастер жаловался мне, что никак не может подобрать подходящего цвета...
Его старшая сестра давно уже член партии. Мать живет с нею. Когда вспоминают случай с поркой, старуха смущается и краснеет.
Тов. Боевский, кажется умер. Входя в светлые, просторные цехи завода, Муйжник иногда вспоминает его. Мечта старого чекиста осуществляется.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.