Майор Вихрь

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №946, октябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Нет, я шла из Кракова, там в тюрьме мой сын.

— За что ж его?

— За разное, — ответила старуха, — У него были друзья... А после они стали партизанами...

— Если хотите, я могу прийти вам помочь по хозяйству, — сказал Коля. — Отсюда недалеко до лагеря?

— Километров пять. Не беспокойтесь. У меня два внука, мы управляемся. А пиджак зашейте, немцы не любят тех, кто неопрятно одет.

В Медовых Пришлицах Колю допрашивал старый немец в мятой армейской форме. Он мотал его часа четыре. Потом заставил писать подробное изложение своей истории. Забрал его аусвайс и посадил в маленькую комнатушку без окон. Запер дверь на французский замок и выключил свет. Коля сидел в полной темноте и анализировал сегодняшний день.

Коля знал про лагеря, в которых группировались те, кто уходил с немцами. Такие лагеря стали организовываться недавно — месяца три-четыре назад — и поэтому не успели обрасти немецкой пунктуальной тщательностью; текучесть в таких лагерях была громадной, лагерный персонал не особенно квалифицированный, потому что в основном сюда, в такие лагеря, стекались люди, верные фашистам: полицаи, служащие бургомистратов, торговцы. Проверка носила характер поверхностный: немцы не успевали толком заниматься явными врагами, не то что прислужниками.

Коля рассчитал, что со своими документами он наверняка должен пройти проверку. После проверки он рассчитывал получить от немцев направление на работу. А это очень важно для разведчика. По материалам он знал, что людей, прошедших такие лагеря, направляли в основном на строительство оборонительных сооружений, без конвоя и со свободным жительством у цивильных граждан.

«Конечно, элемент риска во всем этом есть, — думал Коля, поглаживая свои колени, — но это риск разумный. Во всяком случае, более разумный, чем торчать в Рыбне на площади возле костела или ночевать в лесу. Я играю ва-банк, но у меня козырная карта, и я знаю психологию моего противника в такой ситуации».

В темноте трудно уследить за временем. Кажется, что оно ползет медленно, как старая кляча. Сначала в кромешной темноте хочется двигаться, а после исподволь находит на человека медленное оцепенение, остро чувствуется усталость, а после начинает клонить в сон, но сон не идет, и человек барахтается в тягучей дреме. Все в нем обнажено, он слышит какие-то шорохи, потом начинаются слуховые галлюцинации, а потом ему видятся светлые полоски, и он думает, что в щели пробивается свет, а на самом деле это так звенит в глазах темнота; она звенящая, эта полная темнота, положенная на гулкую, напряженную тишину.

«А может быть, стоило все же подождать два дня, а потом идти на встречу к костелу? — думал Коля. — Но это слишком безынициативное решение. С моим польским языком было бы глупо два дня околачиваться по здешним местам без связи. А сидеть в лесу значило бы попусту переводить время. А так я использовал шанс. Он обязан быть моим, этот шанс. Все за меня. И нечего психовать. Это все из-за темноты. Надо думать о том, как жить дальше. И все. Нечего пугать самого себя, это глупо. Разведчика губит не риск и не случай. Разведчика может погубить страх».

Его продержали в темной комнате, как ему казалось, часов десять, не меньше. Он ошибся. Он просидел там двенадцать часов. Старик офицер, тот, что его допрашивал, сказал:

— Теперь идите в барак, можете спать. Мы проверяем ваши документы. Ничего не поделаешь: война есть война.

— А я не в претензии, — сказал Коля, — только обидно: как с врагом обращаетесь. У меня от темноты глаза разболелись.

— Ничего... Ничего... Идите в барак, завтра все решится... Часовой, отведите этого господина в зону.

Часовой довел Колю до колючей проволоки, а там пустил его одного.

Когда Коля шел через темный двор к бараку, над входом в который горел синий фонарик; кто-то вышел из другого барака, стоявшего в торец с тем, куда шел Коля. На крыльце, возле синей лампочки, Коля остановился, чтобы закурить. И вдруг он услышал чей-то тихий, до ужаса знакомый голос:

— Санька!

Коля врос в крыльцо, спрятал в карман зажигалку и, не оборачиваясь, пошел в барак.

— Сашка, — негромко повторил голос из темноты. — Ты что, с ума сошел?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Академик И. Кикоин:

Осмелюсь утверждать — открытия делаются молодыми учеными