Магия приличия

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1385, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Совершенно обязательное правило в использовании формул вежливости – это соблюдение меры. До чего же бывает неловко за людей, которые, желая произвести хорошее впечатление, злоупотребляют преувеличенно вежливыми выражениями благодарности, бесконечными извинениями и комплиментами. Я наблюдала, как громоздились горы вежливости вокруг переданной за столом солонки: «Простите, пожалуйста, если вас не затруднит, окажите любезность, передайте мне, будьте добры, соль... Благодарю вас, большое спасибо, очень вам признательна». И право же, эта дама выглядела не более воспитанной, чем хмурый молодой человек, который в ответ на аналогичную услугу кратко бросил: «Мерси вас».

Кстати, ему, наверное, это казалось очень остроумным. Действительно, в таком неожиданном сочетании слов есть легкий юмористический эффект. Но вообще при использовании формул вежливости с юмором следует обращаться очень аккуратно. Мне кажется, что всякие «я вас категорически приветствую», «дико извиняюсь», «наше вам с кисточкой», «будь здоров и не кашляй» и т.п. не столько веселят, сколько настораживают.

Чувство такта и меры, умение ориентироваться в обстановке, знание приличий, стремление быть приветливыми и дружелюбными помогают нам стать воспитанными людьми, чье общество всегда приятно окружающим. Не стоит жалеть для этого усилий, «ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван».

Крепковато сказано: стиль времен Петра I. Но ведь правильно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Видит око

Близорукость: причины и последствия

Повзрослевшие новоселы

О некоторых проблемах молодого сибирского города

Дорогая тетя Шура

Александра Александровна Ахнина- почетная уборщица