Магия приличия

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1385, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Совершенно обязательное правило в использовании формул вежливости – это соблюдение меры. До чего же бывает неловко за людей, которые, желая произвести хорошее впечатление, злоупотребляют преувеличенно вежливыми выражениями благодарности, бесконечными извинениями и комплиментами. Я наблюдала, как громоздились горы вежливости вокруг переданной за столом солонки: «Простите, пожалуйста, если вас не затруднит, окажите любезность, передайте мне, будьте добры, соль... Благодарю вас, большое спасибо, очень вам признательна». И право же, эта дама выглядела не более воспитанной, чем хмурый молодой человек, который в ответ на аналогичную услугу кратко бросил: «Мерси вас».

Кстати, ему, наверное, это казалось очень остроумным. Действительно, в таком неожиданном сочетании слов есть легкий юмористический эффект. Но вообще при использовании формул вежливости с юмором следует обращаться очень аккуратно. Мне кажется, что всякие «я вас категорически приветствую», «дико извиняюсь», «наше вам с кисточкой», «будь здоров и не кашляй» и т.п. не столько веселят, сколько настораживают.

Чувство такта и меры, умение ориентироваться в обстановке, знание приличий, стремление быть приветливыми и дружелюбными помогают нам стать воспитанными людьми, чье общество всегда приятно окружающим. Не стоит жалеть для этого усилий, «ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван».

Крепковато сказано: стиль времен Петра I. Но ведь правильно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Паутина

Окончание. Начало в № 2.

Дмитрий Кабалевский: «Учитесь музыке»

Знаменитый композитор об искусстве и безвкусице

Дорогая тетя Шура

Александра Александровна Ахнина- почетная уборщица