Начался первый год реформы высшей школы. Одно из ее важнейших направлений – более тесная связь вузов с производством, с ускорением научно-технического прогресса. Ведь в институтах сосредоточен огромный творческий потенциал, здесь работает большая армия ученых, преподавателей. Да и студенты – их у нас миллионы – могут уже в годы учебы не только накапливать знания, но и создавать новую технику, активно участвовать в развитии всех отраслей народного хозяйства. Один из примеров тому – научно-учебно-производственный центр разработки и внедрения «Магистраль». Основное его звено – научно-исследовательская лаборатория при Московском институте нефти и газа имени И. М. Губкина, организованная Минвузом СССР и Миннефтегазстроем около десяти лет назад.
Чем занимается «Магистраль»? Об этом рассказывают ученые, инженеры, студенты.
Всеволод Березин, профессор, заведующий кафедрой сооружения газонефтепроводов, хранилищ и нефтебаз:
– Задача у нас двуединая. С одной стороны, мы разрабатываем и внедряем принципиально новые методы строительства трубопроводов, создаем новые машины, а также механизированные и автоматизированные комплексы. С другой стороны, привлекая к этой работе студентов, готовим для отрасли молодых специалистов, владеющих не только теоретическими знаниями, но и прекрасно разбирающихся в прогрессивных методах, умеющих управлять самыми современными машинами. Потом, уже приступив к самостоятельной работе, им не придется переучиваться, как это нередко бывает.
Понятно, что решить все эти вопросы только в стенах института, нашей научно-исследовательской лаборатории невозможно, поэтому в 1982 году была создана экспериментальная база, в которую, кроме нашей лаборатории, вошел отдел СКВ «Госстроймашина» в Серпухове. Вернее было бы даже назвать его комплексом, так как состоит он из конструкторского бюро и опытного производства. С большим трудом отвоевали мы там цех, создали условия для работы. Дело-то новое. Весь комплекс создавали своими силами, строили домики для работы, доставали и ставили необходимые станки.
Как организована работа? Наша лаборатория разрабатывает принципиально новые методы строительства, оригинальные машины. Затем совместно с нами отдел в Серпухове делает чертежи машин и приборов, изготавливает опытные образцы. Но новинку надо испробовать, проверить, все ли было правильно продумано. Для испытаний у нас есть экспериментальный участок под городом Раменское при «Главтрубопроводстрое».
Надо сказать, что подобных экспериментальных участков немало, но в отличие от большинства наш не госбюджетный, а хозрасчётный. И за три года, что этот участок работает с нашей техникой, он доказал свою рентабельность. Под Москвой мы уже построили более 60 переходов под дорогами только новыми, разработанными нами методами.
Могу привести такой пример. Многие, наверное, видели обновленную Октябрьскую площадь в Москве. Но мало кто догадывается, что и наши специалисты поработали здесь. Дело в том, что необходимо было соорудить под площадью переход. Условия тяжелые – грунт неоднородный, попадалось очень много камней, остатков фундаментов. 1а и сроки были очень сжатыми.
Применили метод ударного желонирования. Он отличается от всех других способов проходки тем, что удар наносится не по грунту, а передается через промежуточное звено – инструмент в виде желонки или лидера. Функции инструмента может выполнять и сам трубопровод. При этом на гранях желонки или трубопровода создаются очень высокие мгновенные нагрузки, разрушающие грунт только в местах, соприкасающихся с режущей кромкой. Остальная часть грунта входит в рабочий инструмент в виде керна. Надо заметить, что при этом способе можно получить скважины самой различной конфигурации: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.
Метод требует довольно мало энергии, да и скорость проходки весьма высокая, а сам инструмент изнашивается очень незначительно. При этом зна-1Ительно снижаются затраты, а производительность труда повышается более 1ем вдвое. Этот метод, как и многие другие, разработан центром «Магистраль», нашими преподавателями и студентами.
Всеволод Минаев, профессор, руководитель научно-учебно-производтвенного центра разработки и внедрения «Магистраль»:
– Как трубопровод «переходит» через водные преграды? Пригоняют земснаряд, и он промывает на дне реки траншею в несколько раз шире самой трубы, чтобы она не замывалась грунтам сразу же. Ну, а потом протягивают в траншее дюкер-трубопровод. Траншею 1асыпают, укрепляют разрушенные берега. Все это под силу только мощным специализированным организациям. Но 1а пути трубопроводов встречается 1чень много маленьких речек. Перебросить туда мощную технику невозможно, ведь земснаряд по мелкой ре-ушке не пройдет. Ее перегораживают перемычками, а потом уже копают траншею. Уложив трубопровод, его засыпают и открывают перемычку. Вроде бы все и просто, но в большинстве случаев ниже по реке образуются отмели, а иногда река даже не возвращается в прежнее русло, берега заболачиваются.
Не меньше вреда приносят трубопроводы, уложенные на дне полноводных рек. Может показаться, что находящаяся под поверхностью дна труба никому не мешает. Однако работающий трубопровод вибрирует, он становится как бы генератором колебаний. Идущая на нерест рыба держится близко ко дну и, дойдя до такой невидимой вибрирующей преграды, начинает биться и дальше не идет.
Может ли быть другой способ «форсирования» рек? Над этой проблемой работают многие крупные министерства. (то и неудивительно: ведь установка (ля проходки под дном реки – а речь дет именно о ней – это комплекс са-1ых разнообразных машин: наклонная монтажная площадка с буровой вышкой, устройством, толкающим монтируемый здесь же трубопровод, технологические трубопроводы, связывающие буровую головку с насосными агрегатами, целая система приборов подземной навигации.
Взялся за решение проблемы и наш центр. Есть первые результаты. Например, наша установка весит в пять раз меньше, чем та, что создается другой организацией по программе Госкомитета по науке и технике. А такая разница 1меет большое значение, если учесть, 1то установка должна, перевозиться с геста на место и монтироваться иногда 1а заболоченных берегах рек. Для проводки скважины под дном реки мы разработали совершенно новую технологию, правильность которой позже бы-1а подтверждена опытами и испытаниями.
Помните роман Адамова «Тайна двух океанов»? Там туннель создается с помощью... воды. И действительно, водные струи при большом давлении могут резать даже гранит и базальт. Поэтому и решили мы взять в качестве рабочего тела воду той самой реки, под которой будем вести проходку. Однако довольно скоро убедились, что обеспечить максимальное давление довольно трудно, поэтому решили применить сочетание резцовых головок и водных струй, как импульсных, так и непрерывных.
Первый экспериментальный переход сделали в прошлом году под рекой Клязьмой. Ее ширина в том месте – 75 метров. Установка начала свою работу в 50 метрах от реки, а вышел трубопровод на другом берегу, тоже метрах в 50 от воды, так что общая протяженность перехода – около 180 метров. Скорость- проходки вроде бы и небольшая – 12 метров за смену, но ведь это с учетом монтажа и сварки подаваемого в скважину трубопровода, сама-то проходка занимает всего часа два. Да и обходится она куда дешевле любого другого способа.
А разве можно перевести в рубли экологическую чистоту? Трубопровод проходит на 10 – 12 метров ниже дна реки. Его строительство не нарушает гидрологического режима водоема, рельефа берега и даже береговую растительность, в 50 – 100 раз уменьшается объем земляных работ. Нет никаких препятствий судоходству, нет помех рыбоводству, не нужно применение плавсредств, земснарядов, чугунных пригрузов, не нужны и водолазные работы. Стоимость работ понижается в два с лишним раза, сокращается и время строительства перехода.
Так что выгодность и качество работы этой установки да и всего метода, разработанного нашим центром «Магистраль» в содружестве с институтом горного дела имени А. А. Скочинского и другими организациями, доказана. Думаем, что этот способ найдет широкое применение уже в текущей пятилетке.
Александр Бубнов, старший инженер отраслевой научно-исследовательской лаборатории Миннефтегазстроя:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.