– В том, что «Магистраль» – лучший метод воспитания творческих кадров для решения сложных задач, я убедился, что называется, «на собственной шкуре». В свое время темой дипломного проекта я выбрал разработку машины для свайных работ, которая могла бы применяться в зоне вечной мерзлоты, трудных условиях Ямбургского место рождения, на полуострове Ямал.
Одновременно с разработкой проекта на хозрасчетном экспериментальном участке проводились эксперименты с новыми типами узлов будущей машины. Такая организация работы, когда твои задумки сразу же воплощаются в металл, конечно же, вызывает живой интерес у каждого, кто хочет учиться не только по книгам, стимулирует инициативу, способствует качественному росту студента – будущего специалиста.
Центром «Магистраль» уже разработана документация на изготовление опытного образца моей машины, недалек тот день, когда она выйдет из цеха и я смогу принять участие в ее испытаниях на Севере. Трудно переоценить те возможности, которые дает студентам «Магистраль»: участие в исследованиях и разработке новейших технологий, машин, осуществление своих идей на практике. Выпускники нашей кафедры ориентированы на творческое применение самых современных методов строительства.
Александр Сычев, студент 4-го курса:
– Иногда говорят, что работать и учиться слишком сложно, и так, мол, нет свободного времени. Так ли это? Сам я работаю лаборантом на кафедре профессора В. М. Минаева. И не один, у нас там десятка два студентов. Всегда можно найти время, если правильно его планировать. Главное – было бы желание.
А работа на кафедре очень интересная, связанная с будущим любого из нас. Скажем, сейчас мы занимаемся разработкой чертежей установки для горизонтальной подземной проходки. Через
какие-нибудь два-три года эти установки войдут в серийное производство и станут широко применяться при сооружении трубопроводов. И нам, нынешним студентам, уже знакомо будет то оборудование, которое разрабатывается сегодня в «Магистрали».
Леонид Абышкин, студент 5-го курса:
– Моя дипломная работа – универсальный монтажно-землеройно-укладочный комплекс. Думаю, уже из названия понятно, что это довольно сложная и разноцелевая система, предназначенная для монтажа и укладки трубопровода. Были ли у меня сложности в работе над этим комплексом? Конечно. Ведь он будет автоматизированным, а это дело совершенно новое в отрасли. Вот, скажем, читают нам курс по механизации и автоматизации, а конкретных примеров практически нет. Автоматизация у нас только зарождается.
В «Магистрали» я уже с третьего курса и очень рад, что есть у нас и такая лаборатория, и такой центр. Мне кажется, что без них и учеба была бы какой-то неполной, что ли. И почти сразу же, как попал я в лабораторию, принялся за разработку универсального комплекса. Идея о том, что такой агрегат жизненно необходим, уже созрела, и мне оставалось только уловить ее, понять.
Хочется верить, что комплекс выйдет удачным. Рытье траншей, заглубление трубопровода будут проводиться в автоматическом режиме. Хотя скорость комплекса может показаться не слишком большой – где-то около полутора километров в смену, но при этом он будет, в отличие от существующей техники, и всепогодным, и всепроходимым. Да и давление его на почву будет всего 0,01 килограмма на квадратный сантиметр, с чем не может сравниться ни экскаватор, ни трактор. Комплекс будет перемещаться по трассе строительства, отталкиваясь от им же проложенного трубопровода.
Немаловажно и другое. Знаете ли вы, какова сегодня ширина прорубаемой при прокладке трубопровода просеки? Целых двадцать пять метров. В моем же комплексе всего двенадцать. Так что и с экологической точки зрения он выгоден.
Олег Иванцов, начальник Главного технического управления Миннефтегазстроя СССР:
– Создание «Магистрали» – смелый и многообещающий эксперимент. Идет поиск эффективных форм творческого содружества с учеными высшей школы, студентами для быстрейшего технического перевооружения нефтегазостроительной отрасли.
За годы работы «Магистрали» мы убедились в том, что студенты, прошедшие школу центра, становясь инженерами, выгодно отличаются своими конструкторскими навыками, умением правильно, творчески подойти к решению сложных инженерных вопросов. Эта организационная форма уже во многом себя оправдала. Например, при решении такой важной и трудной задачи, как создание метода бестраншейной прокладки трубопроводов под различными препятствиями и особенно под реками. Кстати говоря, экономический эффект от внедрения нового метода строительства подводных переходов ориентировочно составит только по Миннефтегазстрою свыше 12 миллионов рублей в год. Расчеты показывают, что от внедрения всех разработок «Магистрали» можно получать до 25 миллионов рублей ежегодно.
Думаю, это наглядный и весомый пример, доказывающий не только полезность, но и необходимость создания подобных «Магистрали» центров и при других министерствах. Выгода-то получается тройная. С одной стороны, оперативно решаются важные для отрасли научно-технические задачи. С другой – гораздо лучше, полнее используются научные кадры института. И с третьей – подготавливаются более квалифицированные молодые специалисты.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.