Made by Russians

  • В закладки
  • Вставить в блог

За что миру стоит сказать «спасибо» русским

«…Я говорю с вами, испытывая глубокое уважение к непреходящему российскому наследию. Российские писатели помогли нам понять сложность человеческого опыта и постичь для себя вечные истины. Российские художники, композиторы и танцоры открыли нам новые грани прекрасного. Российские ученые научились бороться с болезнями, нашли новые границы прогресса и помогли нам отправиться в космос.

Этот вклад не заключен в границах России, как бы широки эти границы ни были. Наоборот, российское наследие коснулось каждого уголка мира и принадлежит всему человечеству. Это касается и моей страны, благословляемой российскими иммигрантами в течение десятилетий; российская культура обогатила нас, сотрудничество с Россией открыло новые возможности…»

Так говорил президент США Барак Обама, выступая перед слушателями Высшей школы экономики в Москве, 7 июля. Г-н Обама, разумеется, не мог себе позволить приводить конкретные примеры. А вот «Смена» решила это сделать.

Потому что это русские, уехав в Штаты, придумали телевидение, вертолет и самолет-амфибию. Потому что именно наши эмигранты подарили миру лекарство от туберкулеза и музыкальный инструмент терменвокс. Это они стали первооткрывателями астрофизики и космологии, нейролингвистики и сопротивления материалов. Это русские придумали множество бродвейских хитов, которые исполняли Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Билли Холидей. Французам стоит поблагодарить русских за то, что они придумали стандарты модельного бизнеса, немцам – за то, что наши архитекторы создают облик современной Германии, а японцам – за их экономическое чудо. Звучит невероятно? Мы тоже не верили, пока не узнали, что…

All that music

Дмитрий Темкин (1894 -1979) – американский композитор российского происхождения, который внес большой вклад в развитие жанра киномузыки.

В 1921 году Темкин эмигрировал в Берлин, а в 1924 году отправился на гастроли в Париж, откуда вскоре, по совету Федора Шаляпина, переехал в Соединенные Штаты. Там он стал известным композитором и дважды получал «Оскар» за свои саундтреки.

Сергей Рахманинов (1873-1943) – великий русский композитор, пианист и дирижер.

Родился на Новгородчине в музыкальной семье. В девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории, продолжил образование в Московской консерватории, которую окончил с большой золотой медалью и первой оперой – «Алеко», по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Позже много работал и гастролировал, а в 1917 году эмигрировал в Европу. Через год перебрался в Нью-Йорк. Во время Второй мировой дал в США несколько концертов, сбор от которых переправил на Родину, чтобы помочь своему народу в борьбе с врагом.

Джордж Гершвин (1898-1937) – автор опер Porgy and Bess и Blue Monday (известной, как 135th Street), мюзикла Strike Up the Band, композиций «wRhapsody in Blue» и An American in Paris.

Он родился в семье эмигрантов из Белоруссии. Настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц. Карьеру начал скромным аккомпаниатором. Но очень скоро стал известен на Бродвее. Cамой удачной стала постановка Of Thee I Sing, за которую Гершвин вместе со своим братом Айрой получили Пулитцеровскую премию. Эту награду тогда впервые присудили музыкальной постановке.

Игорь Стравинский (1882-1971) – великий композитор, дирижер и пианист XX века, родился в Ораниенбауме.

Учителем Игоря Стравинского был Римский-Корсаков. Именно под его руководством композитор написал «Фейерверк» для оркестра, после чего получил предложение поработать с Дягилевым. Так появились три балета, принесшие Стравинскому мировую известность – «Жарптица», «Петрушка» и «Весна священная». Во время Второй мировой войны Стравинский переехал в Америку. Именно там он создал свои Requiem Canticles для контральто и баса соло, хора и оркестра, которые считаются апофеозом творчества Стравинского.

Вернон Дюк (1903-1969) – автор знаменитых бродвейских хитов Autumn in New York, April in Paris, которые в разное время исполняли Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Билли Холидей и многие другие. Дюк вошел в Зал славы «Грэмми», стал популярным композитором в Америке и Франции.

Его настоящее имя – Владимир Дукельский, родом из Минской губернии. В 10 лет(!) Дукельский поступил в Киевскую консерваторию на курс знаменитого музыканта и дирижера Рейнгольда Глиэра. А в 1919 году его семья отправилась в эмиграцию. Первой работой Дюка стала рояльная партия для «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. Именно Гершвин посоветовал начинающему композитору взять более звучный для американской публики псевдоним. Но свои серьезные произведения автор подписывал «длинным вариантом» своего имени – Владимир Дукельский. В 1924 году Вернон Дюк уехал в Париж, где сотрудничал с Игорем Стравинским и Сергеем Дягилевым. В этот период Дюк сочинил основную часть балета «Зефир и Флора». В 1929 году он вернулся в Нью-Йорк, где позже воспел столицу Франции в знаменитом хите April in Paris, написанном для бродвейского мюзикла «Шагай чуть быстрее». Пожалуй, самый узнаваемый мюзикл Дюка – «Небесная хижина», один из первых классических негритянских мюзиклов, где все роли исполняли исключительно афроамериканцы.

Дукельский часто обращался к наследию русской культуры в своих классических произведениях. Он написал музыку к произведениям на слова Мандельштама, Ломоносова, Державина, Пушкина, Тютчева, Кузмина, Ахматовой, Блока и др. В 1958 году увидела свет опера «Барышня-крестьянка» по мотивам произведения А.С. Пушкина.

Владимир Горовиц (1903-1989) – один из величайших пианистов двадцатого века.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вильям Бруй

Человек против абстракции

United Buddy Bear

Как русские медведи стали символом столицы Германии

Тэа Тауэнтцин. «Любовь моя последняя»

Детектив. Перевод с немецкого Нелли Березиной