Люди, я расту

Олег Лишин, Иван Зюзюкин| опубликовано в номере №1433, февраль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Я бы выразился еще определеннее: при всей тяге к самостоятельности подростки на полное самоуправление все же не способны. И не только из-за нехватки жизненного опыта. Целый ряд особенностей их возраста мешает им осуществить эту «власть» на деле. Подростки охотнее берутся за сиюминутные, «горящие» поручения, а дела, которые надо готовить исподволь, день за днем, как правило, «заваливают». И это не случайно. Данные физиологии и психологии говорят, что дети до 15 лет лучше всего чувствуют настоящее, «сиюминутное» время, и результаты, достигнутые сегодня, ценят выше, чем те, которые можно достичь завтра.

Парадокс, но это одна из непреложных педагогических истин: самоуправление детей без взрослых невозможно. Но понимается эта истина по-разному. Иные полагают, что ученическое самоуправление не более чем уловка умного воспитателя. Ясно, что ни к чему хорошему это не приведет. Рано или поздно подростки увидят, что им отведена роль живых марионеток, и отвернутся от самого искусного «режиссера». Опыт лучших педагогов нашей страны показывает: подлинное самоуправление возникает там, где взрослые и подростки объединяются ради достижения единой цели, одинаково важной и одинаково привлекательной для тех и других. Первый среди равных. Любое иное положение воспитателя чревато неизбежным конфликтом.

— Подростки, насколько мне известно, весьма прихотливы в своих симпатиях и привязанностях. Непререкаемым авторитетом для них может стать и тот, кто, с точки зрения иных взрослых, далек от идеала. Чаще это угловатые, конфликтные и в то же время очень непосредственные по натуре люди. Они поразительно быстро находят общий язык с детьми. Может, потому, что сами во многом дети...

— Да, яркая индивидуальность в педагогике может многое. И все же, думается, на первый план следует поставить такие качества, как педагогическая прозорливость, высокие нравственные принципы воспитателя. В конце концов детям все равно, есть у него диплом педагога или нет. Они хотят видеть во взрослом пример для подражания, старшего друга, способного понять их интересы и мечты. Ради такого человека они сделают все. Ничем другим нельзя объяснить то, что иногда непрофессионал блестяще справляется с «трудными» подростками, которых иные дипломированные педагоги готовы препроводить в колонию.

В последние годы много говорится о так называемой противоречивости подростков, и эпитет «трудные» по отношению к ним часто пишут без кавычек. Истина же, на мой взгляд, заключается в том, что подросток необычайно зависим от обстоятельств, в которые попадает, легко поддается чужому мнению и копирует поведение других. Знаю случай, когда один и тот же мальчишка совершил два, казалось бы, взаимоисключающих поступка: с риском для своей жизни спас на море маленькую девочку, а через неделю участвовал в жестоком избиении сверстника. Кто же он, юный герой или несовершеннолетний правонарушитель? По-моему, ни т о; ни другое. Просто, следуя то одной норме поведения, то другой, подросток может быть и альтруистом, и эгоцентристом, и, безоглядно добрым, и поразительно черствым. Причем в любой роли он искренен, выкладывается, что называется, до конца и тем самым сбивает нас с толку, заставляя думать об изначальной противоречивости и даже аморальности переходного возраста.

Такая драматическая зависимость от жизненных обстоятельств делает подростка крайне уязвимым для дурного влияния. Но она же, эта зависимость, увеличивает и наши возможности влиять на него положительно. Вот почему надо приобщать подростков к осмысленной общественной работе, которая, повторяю, как ничто другое, способствует формированию здоровых потребностей и укреплению нравственных начал растущего человека.

– Опять возвращаемся на «круги своя». Теперь я сам вижу, что наступил на вашу «любимую мозоль». Мне кажется, вы убедительно обосновали право подростков на полнокровную, деятельную жизнь, на серьезные, самостоятельные решения. На XXVII съезде партии с новой силой прозвучали ленинские слова о том, что нельзя воспитать ответственность, не поручая ответственных дел. Слова, которые в полной мере относятся и к воспитанию подростков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены