Служу Советскому Союзу!
Не игру, а настоящее, мужское дело предлагают трудным подросткам в донецком юношеском авиационном корпусе «Орленок».
Сергей Лобов, недавний предводитель дворовой компании, гроза улицы, к своим пятнадцати годам числившийся хулиганом, о чем говорили неоднократные приводы в милицию за драки, после окончания восьмого класса был принят в девятое донецкое ГПТУ — одно из лучших в городе. Хлопотали об этом люди, неравнодушные к его судьбе, — и школа, в лице заботливой, сердобольной Клавдии Ивановны, классной руководительницы, и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.
В первую неделю занятий все было относительно нормально: бывали, правда, пропуски занятий, но зато ни одной хулиганской выходки. Хотя и преподаватели, и мастера говорили: груб, замкнут.
ЧП случилось в конце сентября: в сквере возле клуба его прежняя компания затеяла драку. В группе подростков был и Лобов. Возможно, все кончилось бы печально: исключение из училища с передачей дальнейших забот о Лобове милиции. Но... на следующий день после драки его вызвали в комитет комсомола училища.
— Воспитывать, — зло усмехнувшись, сказал товарищам Сергей. — Лапшу на уши вешать.
К его удивлению, секретарь комитета вместо занудных правильных слов задал Сергею неожиданный вопрос:
— Скажи, Лобов, ты знаешь, что в нашем училище есть эскадрилья «Орленка»?
— Ну... Слышал что-то.
— Вроде тебя интересует парашютный спорт?
— Так ведь туда принимают отличников всяких, этих... активистов.
— Для тебя мы сделаем исключение. Естественно, будут поставлены условия. Но это потом. Сначала побудь на первых занятиях... Может быть, тебе не понравится. — Секретарь хитро улыбнулся.
Из разговора с заместителем начальника Донецкого областного управления профтехобразования Владимиром Филипповичем Александровым:
— Хочу подчеркнуть: с так называемыми «трудными» подростками надо уметь работать. А найдя ключ к их душам, не потерять его. Замечено: уже в первый год обучения в училище ребята меняются к лучшему. Но вот окончены занятия. Каникулы. Полтора-два месяца подросток предоставлен самому себе. Как правило, на это время он попадает — увы — в привычную среду, из которой мы парня вырвали с таким трудом, и в сентябре получаем его прежним «трудным». Все наши усилия сводятся на нет. Мы и задумались: как оторвать наших ребят от«улицы»? Так родилась идея создания юношеского учебно-спортивного авиационного корпуса «Орленок». У него, если так можно выразиться, три папы — обком комсомола, обком ДОСААФ и областное управление профтехобразования. Действует он на базе двадцати ПТУ города и области, занятия в нем рассчитаны на два года. В каждом училище — своя эскадрилья. А всего «орлят» в этих эскадрильях — от шестисот до тысячи.
...Сергея поразил уже сам класс, где проходило первое занятие. Все здесь было настоящим: и авиационный мотор в разрезе, чтобы видеть его внутреннее устройство, и парашют, аккуратно уложенный и перетянутый ремнями.
— Сегодня мы рассмотрим устройство самолета Ан-2, — говорил преподаватель, — его поведение в полете, возможности маневрирования, критические допуски скорости и высоты. Ведь именно с Ан-2 вам предстоит совершить свои первые прыжки...
На следующий день Лобов пришел в комитет комсомола.
— Я согласен, — сказал он.
Отлично, — кивнул секретарь. — А теперь наши условия. Впрочем, они изложены в присяге. Вот. — В руках Сергея оказался лист с текстом, отпечатанным на машинке.
...Присягу «орлят» Лобов выучил и перед строем своей эскадрильи отбарабанил, особо не вникая в слова, в их смысл. «Все повторяют, ну и я. Надо выучить? Пожалуйста!»
Он не знал, что скоро присягу повторит на огромной сцене Дворца культуры и спорта «Юность». Он, естественно, не знал и того, что каждый год шефский совет корпуса «Орленок» проводит конкурс на лучшую эскадрилью, а итоги подводятся на торжественном вечере во дворце «Юность», который горняцкая столица подарила своим детям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастическая повесть
Клуб «Музыка с тобой»
На вопросы «Смены» отвечает Валентин Степанов, доктор архитектуры, профессор, заведующий отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий