Клуб «Музыка с тобой»
Включая радио или телевизор, вы имеете шанс услышать о том, «как прекрасен этот мир», где есть «соловьиные рощи» и который надо беречь, ибо «второй такой Земли не будет». Но нередко звучат и такие легкие, ничего не значащие слова: «Ах, мама, где моя панама?..», «Квакала лягушка ква-ква-ква». Подобные шлягеры заставляют задуматься о механизме рождения и распространения песен пустышек, потоком льющихся отовсюду.
Сегодня в большинстве своем песни более не «поются», как было раньше. Теперь под них в основном танцуют. И какой, согласитесь, смысл поэту «биться» над словом, когда в шуме дискотеки текста все равно не слышно. Куда быстрее и проще подобрать рефрен типа «мама-панама». Тут достаточно профессиональных навыков и небольшого опыта, чтобы наложить текст на музыку. А поскольку эфир, как и зрители, постоянно требует песен, то авторы совершенно уверены, что их труд даром не пропадет. Пропасть может лишь главное достоинство советских песен — содержательность. Конечно, нельзя требовать, чтобы развлекательная музыка поднимала лишь темы высокого философского звучания. Но и низводить песню до проблем «квакающих лягушек», а тем более поддерживать такую музыку средствами массовой информации, думаю, не следует.
Интересно, что ответственности за широкую пропаганду дурновкусия, за засорение эфира песнями из репертуара подворотни практически никто не несет, так как орган, решающий судьбу, каждой новой песни в Государственном комитете по телевидению и радиовещанию, коллегиальный. Это художественные советы, функционирующие раздельно. На радио — при главной редакции музыкального радиовещания, на телевидении — при главной редакции музыкальных программ. Необходимость существования в одной организации двух музыкальных советов, осуществляющих общую политику в области музыки, для многих до сих пор загадка. Ибо произведения, принятые, к примеру, на радио, автоматически «проходят» на телевидении. И наоборот. Случаются парадоксальные ситуации, когда для песен, повседневно «крутящихся» по радио, вдруг «закрывают» экран телевизора. Техника принятия песни на первый взгляд кажется простой и бесхитростной. Весь поток легкой музыки, вливающийся в музыкальные редакции Гостелерадио, устремляется сначала к редакторам отдела, а затем выносится на совет. В состав совета входят известные композиторы и поэты. Они призваны строго следить, чтобы в эфир попадали песни, которые бы воспитывали у молодежи высокие эстетические идеалы, музыкальный вкус.
Однако процедура прохождения песни в худсовете столь сложна, запутанна, а критерии оценки столь расплывчаты, что судьба произведения решается, что называется, «как бог на душу положит». Суть деятельности совета заключается в следующем. Приглашенный автор песни должен пропеть ее «под рояль». О том, что объективно оценить таким допотопным способом качество современной музыки, требующей аранжировки, невероятно сложно, знает каждый мало-мальски грамотный музыкант. В «сыром полуфабрикате» — такое выражение бытует среди композиторов — песню можно не разглядеть. Так, в свое время не приняты были на радио песни Д. Тухманова «День Победы» и В. Шаинского «Дрозды», ставшие впоследствии классикой советской эстрады. Ситуации подобного рода встречаются в деятельности советов и по сей день. Однако, несмотря на обилие казусов и нервотрепки, ни у кого до сих пор не возникло сомнения, целесообразна ли существующая форма приема песен.
Вообще желательно, чтобы композитор сразу являлся на прослушивание с готовой фонограммой. На телевидении, к слову сказать, без фонограмм не принято являться на совет. Там также не принято обсуждать, где автор, не имеющий собственной стационарной студии, может сделать качественную профессиональную фонограмму и во сколько это ему обойдется. Эти вопросы из области личных проблем композиторов и исполнителей.
Но вот песня одобрена советом, и если она счастливой судьбы, то состоится ее «истинное рождение» — она появится в эфире. Счастливая судьба — немаловажное условие, ибо среди 18 000 музыкальных произведений, хранящихся в фонотеке Гостелерадио, есть немало незаслуженно «забытых». Кстати, в этом огромном музыкальном арсенале нет ни одной записи песен Б. Окуджавы. А часто ли услышишь и увидишь, например, А. Асадуллина с песней Т. Сашко «Наш дом» или песню А. Мажукова на слова Л. Виноградовой «Час тишины»? Не случайно ссылаюсь на песни гражданского звучания. По идее в эфире им должен быть создан «режим наибольшего благоприятствования». Однако отношение к социальной песне органов вещания порой не просто удивляет — настораживает. В прошлом году Т. Сашко и Л. Виноградовой была написана песня «Звездный сюжет», посвященная одной из актуальнейших проблем современности — борьбе за мирный космос. Песня стала одной из лучших на пластинке «Мир, планета, Земля», выпущенной в Год мира. Но она не нашла «приюта» ни в одной телепередаче для молодежи. Наконец, песня была отснята для передачи «Здравствуй, мир, здравствуй, друг!», подготовленной во время Игр доброй воли. Но по непонятной причине «вылетела» из передачи перед самым эфиром. Телезрители смогли услышать ее только благодаря трансляции из Ленинграда «Музыкального ринга» В. Леонтьева.
Практически песни гражданского звучания выполняют на телевидении роль парадного мундира, которым пользуются лишь в праздничные дни. Они отыскиваются в нужную минуту и, промелькнув в торжественном концерте, куда-то исчезают... Когда же песни определенной тематики «не звучат» во весь голос, композиторы перестают их писать. Немало талантливых эстрадных коллективов, исполнителей, вокально-инструментальных ансамблей пребывают вне поля зрения вещательных организаций. О существовании самобытнейшего коллектива «Эллада», более десяти лет работающего в жанре лирической песни, широкая аудитория узнала лишь благодаря фирме «Мелодия», выпустившей диск-гигант этого ансамбля. Однако, как утверждают руководящие работники музыкальных редакций Гостелерадио, фирма «Мелодия» — организация коммерческая, и потому ее задачи в популяризации эстрадной музыки несколько отличаются от задач совета Гостелерадио. Именно поэтому на «Мелодии» существует свой собственный художественный совет.
Добрые слова приходится слышать в адрес музыкальных радиопрограмм «Ты, я и песня», «Маэстро», «Снимается кино», «Встречи в пятой студии», «Спорт, музыка, спорт». Но каких титанических трудов стоит авторам этих передач подобрать добротный музыкальный материал. А сколько времени и сил приходится тратить на «пробивание» песен неизвестного композитора. Хотя, как считают многие, «возиться» с композиторами — дело Союза композиторов. В этом бытующем на радио и телевидении мнении и кроется, на мой взгляд, корень зла.
Дело в том, что все без исключения авторы-песенники несут свои новые произведения по традиции на радио и телевидение. Традиция эта сложилась в начале 60-х годов. На радио в те благоприятные времена не боялись помочь начинающим авторам, «подсказать» песню. Ответственность за выпуск песни в эфир полностью лежала на редакторах отдела. И, что поразительно, именно тогда, когда никто не боялся, в эфир одна за другой летели чудесные песни, такие, как «Подмосковные вечера», «Морзянка», «ЛЭП-500»... И сегодня по традиции, вполне оправданной, ведь вещание — кратчайший путь к слушателю, молодые композиторы несут свои работы в музыкальные редакции Гостелерадио. Только теперь совет, который лишь «пропускает» через себя все вновь созданное, совершенно не соответствует своему названию, так как совета и помощи от него не дождешься. Да и о какой помощи может идти речь, если формулировки решений художественного совета на телевидении крайне расплывчаты. Песни советом только «рекомендуются».
Не в этой ли расплывчатости формулировок, решений, организационных принципов всего музыкального вещания, а главное — в «расплывчатой» ответственности за содержательность музыкального эфира кроется причина бедственного положения современной советской песни.
Нынче стало модным упрекать нашу молодежь за приверженность к западной музыке, за музыкальное дурновкусие. Но если кто-нибудь из усердно сетующих задастся целью и прослушает в течение месяца все музыкальные передачи радио и телевидения подряд, то, я уверена, очень скоро чувство раздражения по отношению к нашей молодежи заменит чувство жалости. Стоит только прислушаться к звучащей вокруг музыке...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Молодёжная мода
Фантастическая повесть
или Прозаические будни театра поэзии