Однажды Василия Кучера вызвали на районное совещание механизаторов. Вернувшись оттуда, он не стал ни отдыхать, ни беседовать с кем - либо, а сразу же спустился в шахту: хотелось посмотреть, как работает заменивший его машинист комбайна Борис Кулагин.
Выйдя из подъемника, Василий пересел в подземный трамвайчик и вскоре очутился около 12 - й восточной лавы.
Подходя к лаве, он тревожно прислушался: стояла необычная тишина. Освещенные лампами дневного света, у люка застряли порожние вагонетки, а сбоку, присев на корточки, уныло поглядывала по сторонам насыпщица угля. Неподвижно застыла лента конвейера. Не проявлял признаков жизни и комбайн, вытянувшийся стальным туловищем вдоль угольного пласта.
Около машины возились горняки. Среди них выделялась рослая, атлетическая фигура Бориса Кулагина. Чуть сдвинув каску назад, он озадаченно почесывал затылок.
- В чем дело? Почему стоит машина? - резко спросил Василий.
Заметив своего бригадира, горняки поднялись. Кулагин, укоризненно глядя на машину, сердито пробасил:
- Да вот, чертяка, заглохла...
На запыленных лицах блеснули улыбки. Но, посмотрев на Кучера, горняки мгновенно погасили их в ожидании «разноса».
Однако Василий не сказал ни слова. Он нагнулся и стал тщательно осматривать машину. Причина неисправности была ясна: молодой водитель Кулагин увлекся работой и забыл смазать комбайн, из - за этого вышла из строя шестерня редуктора режущей части.
Выпрямившись, Кучер спросил Кулагина:
- Сколько простоял комбайн?
- Да, считай, почти три часа.
Когда поднялись на - гора, секретарь комсомольской организации шахты собрал в комитете молодых рабочих. Шахтеры резко критиковали Кулагина, допустившего аварию в лаве.
Ожидали, что Василий Кучер обрушится на машиниста с еще большими упреками. Но бригадир, сдерживая возмущение, заговорил строго и вместе с тем по - дружески мягко:
- Мне хотелось бы рассказать Борису одну историю, услышанную мной еще от отца... Это было до революции. Хозяин одной из шахт нашего Чистяковского района выписал из - за границы врубовую машину. Сделал он это не для того, конечно, чтобы облегчить труд шахтеров, а чтобы больше прибылей выколачивать. «Как только машина пойдет, - сказал он штейгеру, - так всех зарубщиков на ставку чернорабочих переведем...» Шахтеры узнали про этот разговор и призадумались. На неведомо откуда привезенного врубмашиниста они стали смотреть, как на своего личного врага. На работу этот «механизатор» ходил в сопровождении телохранителя.
Молодые шахтеры засмеялись:
- Вот это здорово!
- Не любили, очень не любили «механизатора» горняки. Да и не удивительно: механизация несла шахтерам лишь уменьшение заработка, безработицу. И случилось так, что через две недели лава, в которой работала врубовка, обрушилась и завалила ее... Хозяин взбесился, долго ругался, а потом подумал и решил: незачем тратить большие деньги на машины, когда дешевых рабочих рук хоть отбавляй. И все пошло по - старому. Скрипели ветхие деревянные копры, в лавах, узких и маленьких, шахтеры обливались потом, добывая уголь вручную...
Василий оглядел ребят: его слушали с интересом.
- В старину шахтеры невзлюбили технику, потому что она им несла новые лишения. А для нас машина - это лучший помощник. Она облегчает наш труд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.