Гранд Багирян, бригадир второго промысла «Нефтяные камни» треста «Юргеннефть», - один из тех отважных людей, которые ушли далеко в море добывать черное золото.
Богатейшие запасы горючего таятся в недрах под бурным Каспийским морем. Не зря буровые мастера говорят: «Под морем - нефти море». Здесь нефть особая, высококачественная. Смелая новаторская мысль, смекалка и творческие дерзания дали возможность советским людям проникнуть через огромную толщу воды и многие слои твердого, нередко каменистого грунта в еще не изведанные доселе земные глубины.
Вышки все дальше и дальше шагают от берега в море. Уже на много километров протянулась эстакада - широкий мост на металлических сваях, по которому пролегают узловатые трубы нефтепроводов.
Удивительно красочна трудовая ночь на Каспии. Золотой чешуей дрожат на зыбкой воде отблески множества электрических огней. Но море обманчиво, коварно. Жестоким бывает Каспий в штормовую непогоду.
«Кто на Каспии не бывал, тот ветра не видал», - говорят моряки. Почти триста дней в году дуют над этим морем упрямые ветры. Здесь штиль может вдруг смениться неистовым штормом; вместо норда часто врывается «моряна» - ветер из туркменских жарких степей, - и тогда море становится страшным: гуляет крутая волна, поднимаются смерчи...
В упорной борьбе со штормами добывается черное золото. Недавно на промысле «Нефтяные камни» произошел такой случай.
Дежурный радист «Нефтяных камней» Виктор Русаков третий час тщетно пытался вызвать «Свайную» - одну из самых отдаленных буровых, которая расположена на отдельном стальном основании в открытом море.
- «Свайная», «Свайная»! - повторял он. - Я «Бронза». Отзовитесь!
Из окна радист Русаков видел, как тяжелые волны, набегая одна на другую, с ревом ударялись об эстакаду; в поселке нефтяников, раскинувшемся на эстакаде, люди передвигались, уцепившись за перила; ветер рвал одежду, сотрясал стены домов... Метеорологическая станция сообщила, что семибальный шторм к исходу дня усилится до девяти баллов. «Если здесь свирепствует такой ураган, то что же делается на буровой?» - подумал Русаков и продолжал вызывать «Свайную». В это тревожное время раздался телефонный звонок. Радист сразу узнал голос Мамедова, заведующего вторым промыслом.
- Как связь со «Свайной»? - волновался молодой инженер.
В последнем сообщении с буровой говорилось, что шквалом унесены в море швартовая площадка и деревянный настил. Люди укрылись в будке.
- Продолжайте вызов, - сказал инженер, - а мы попробуем выяснить положение на месте...
Через несколько минут новенький сейнер отошел от причала и взял курс на «Свайную». Суденышко, словно скорлупку, то подбрасывало на гребень волны, то швыряло в пучину. «Свайная» близко, но на ней не видно ночных огоньков, не видно и будки.
- Человек за бортом! - вдруг раздался голос впередсмотрящего. - Второй человек за бортом!...
- Изготовить спасательные средства! - скомандовал капитан сейнера Белокуров. - Тихий ход!
В воду полетели спасательные круги. Но их относило в сторону. Тогда в воду бросились матросы сейнера Мамедов и Ногаев. Они помогли нефтяникам «Свайной» взобраться на борт. Оказалось, что примерно час назад ветер сорвал будку, и люди очутились в воде. Спасенных высадили у причала промысла «Нефтяные камни».
... Нелегко приходится и бригаде комсомольца Багиряна, когда бушует свирепый норд - ост. Гудят, сотрясаясь от ударов воды, стальные каркасы нефтевышек. Соленые брызги хлещут по лицам работающих людей; намокшая спецовка так затвердевает, что даже трудно поднять руки.
Особенно свирепствует Каспий зимой. Но как бы ни было трудно, не в характере комсомольцев отступать. Вдохновленные патриотическими делами своих сверстников, морские нефтяники с новой силой принимаются за свой нелегкий, но почетный труд. Ведь нефть, которую они добывают, ждут фабрики и заводы во всех уголках необъятной Родины. Это воодушевляет каждого.
В честь 37 - й годовщины Октября Гранд Багирян вместе со своей бригадой преподнес любимой Родине достойный трудовой подарок - много десятков тонн сверхплановой нефти.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.