Луреаты ленинской премии о своих творческих планах

опубликовано в номере №793, июнь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом году ряды лауреатов Ленинской премии пополнились новыми работниками искусств. Среди них создатели художественного фильма «Судьба человека» С Бондарчук и оператор В. Монахов, режиссер Р. Кармен и операторы Д. Мамедов и С. Медынский, авторы цветных документальных фильмов «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря», скрипач Д. Ойстрах, композитор Г. Свиридов.

Наш корреспондент побывал у С. Бондарчука, Р. Кармена, Г. Свиридова и попросил рассказать читателям журнала «Смена» о своей работе и планах на будущее.

- Нас очень взволновало, что фильм «Судьба человека» получил такую большую награду - премию, носящую имя Владимира Ильича Ленина. Фильм этот создавался - людьми различных профессий. Но мы не должны забывать, что первопричиной успеха является рассказ Михаила Александровича Шолохова, давший создателям фильма замечательную литературную основу.

Самой великой темой в искусстве наших дней для любого честного художника является тема борьбы за мир. Она волнует прогрессивных кинематографистов всех стран. Все лучшее, что нам удалось сделать в картине, родилось в результате стремления сказать свое слово в защиту счастья простых людей.

В этом году я по приглашению режиссера Роберто Росселлини снимался в итальянской кинокартине «В Риме была ночь». Фильм воскрешает события второй мировой войны, рассказывает о борьбе итальянских патриотов против фашизма. В этой картине заняты актеры разных национальностей. Главные роли исполняют молодой американский актер Питер Болдуин и известный английский актер Лео Генн. Я играю в фильме роль русского солдата - танкиста.

Сейчас я вместе с тем же коллективом, который создавал фильм «Судьба человека», приступил к новой работе. Мы снимаем картину «Грачи прилетели» по роману А. Андреева. В ней рассказывается о трудном пути москвича - коммуниста, по путевке партии приехавшего на работу в колхоз и вступившего в борьбу со старыми устоями села.

В этом фильме я снова выступаю как режиссер и как исполнитель - буду играть роль председателя колхоза Аребина.

Нам очень приятно рассказать о своей работе молодежи - читателям журнала «Смена». Приятно потому, что оператор Владимир Монахов и я не считаем себя старыми. Приятно потому, что молодость всегда вливает новые силы в искусство. Очень важно, чтобы твой труд был понят молодежью, чтоб твоя работа учила каждого парня и каждую девушку жить правильно, честно, любить свое дело. До новых встреч на экране, друзья!

- Какие интересные события и встречи были в моей творческой биографии? И событий и встреч было очень много. За свою жизнь я побывал в разных уголках мира. Но, пожалуй, самые сильные впечатления остались у меня от пребывания в странах, народы которых с оружием в руках боролись за свои права. Мне сейчас не хочется рассказывать о страшных днях, о горе и страданиях, которые приносят войны. Скажу только, что в Испании я оставил частицу своего сердца, тогда еще молодого. До сих пор я сохранил самые дружеские связи с теми, кто сражался за свою свободу и независимость.

Никогда не выветрится из моей памяти и поездка в Китай, когда китайские коммунисты сражались там с японскими захватчиками. Особенно памятны несколько ночей, которые я провел в горной пещере с руководителем китайского народа Мао Цзэ - дуном.

Во время Великой Отечественной войны с кинокамерой я прошел от Москвы до Берлина. Тысячи метров пленки отснял в осажденном Ленинграде. Снимал сталинградскую битву, штурм Берлина и водружение знамени над рейхстагом.

Я часто работал бок о бок с кинорепортерами зарубежных стран. Много приходилось слышать о жестокой конкуренции в буржуазном кино. Но все наши встречи были лишены какой - либо враждебности. Мы всегда старались помочь друг другу. И в недавней поездке по Индонезии, где мы сопровождали Никиту Сергеевича Хрущева, наша дружба с американскими и английскими кинорепортерами была самой искренней, вплоть до того, что мы по очереди держали свет, чтобы каждый из нас смог отснять тот или иной кадр.

Крепкая дружба связывает нас и с вьетнамскими кинорепортерами. Помню, в дни освободительной борьбы совместная студия советского и вьетнамского фильма находилась в джунглях, в пальмовой роще. Там мы проявляли пленку своих фильмов. Я никогда не забуду вьетнамских операторов - этих героических ребят, которые в огне, в боях создавали свою национальную кинохронику. Когда в прошлом году на кинофестивале в Москве молодые вьетнамские кинодокументалисты за свою работу получили первую премию, а я за фильм «Покорители моря», который сейчас удостоен Ленинской премии, только вторую, я был искренне рад за своих талантливых коллег. Это была заслуженная победа молодой кинохроники Вьетнама.

Ну, а если говорить о будущем, то планы мои очень обширны. Хочется продолжить творческую традицию, продолжить работу, которая оправдала себя в «Повести о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря». Это метод рассказа об одном небольшом коллективе людей труда. На таком материале можно делать большие обобщения, широко показывать людей сегодняшнего дня, строящих новую жизнь.

Я человек уже немолодой, хотя чувствую достаточный заряд бодрости и сил. Но когда оглядываюсь на сделанную работу и вспоминаю, что я провел с кинокамерой четыре войны, мне хочется сказать, что я не хочу больше снимать страдания людей, бедствия, которые приносит война.

Хочется пожелать читателям «Смены»: берегите свою молодость, но не бойтесь тратить ее на большие дела. Каждый день, сполна отданный своей Родине, своему народу, приближает нас к светлым годам коммунизма.

- Многие полагают, будто стихи Владимира Маяковского не ложатся на музыку, - говорит Георгий Васильевич Свиридов. - Признаться, раньше и я был склонен так думать. Но когда в 1956 году я задумал свою «Патетическую ораторию» и приступил к работе над нею, то вскоре понял свое заблуждение. Читая и перечитывая Маяковского, я все больше и больше чувствовал музыкальность его строк. Потому - то его стихи и легли в основу моей «Патетической оратории», над которой я работал около трех лет. Это было время напряженного труда. Не заучивая специально, я знал наизусть всю поэму «Хорошо!». Казалось, поэзия Маяковского жила во мне. Может быть, поэтому я сочинял музыку не только дома, но и в метро, на улице, ночью. И вот первое исполнение «Оратории». Это случилось 15 октября 1959 года в Ленинграде.

Георгий Васильевич достает и показывает нам пачку писем. Пишут композитору люди разных профессий, разного возраста, из самых различных городов. И по тому, с какой теплотой и искренностью написаны эти письма, можно судить, что новая работа композитора завоевала любовь, получила заслуженное признание. Но все это пришло не сразу...

Родился Георгий Свиридов в Курске. Здесь он провел свое детство, окончил музыкальную школу, стал сочинять музыку. В 1932 году молодой музыкант переезжает в Ленинград и поступает в консерваторию. Учителем его стал Дмитрий Шостакович.

Начавшаяся Великая Отечественная война застает молодого композитора за работой над музыкой к комедии «Раскинулось море широко».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены