— Прилично. Надо вызывать аварийщиков.
— Сами не справимся?
— Черт его знает... Дозвониться до поселка Пионерский оказалось на сей раз несложно, но утешение в том было небольшое: аварийно-ремонтная команда до утра прибыть не могла. Нелетная погода.
— Ясно. — Он бросил трубку. — Будем действовать самостоятельно, — сказал хмурым операторам.
И пошел туда, где авария.
В нефтяной отрасли трудятся универсалы. Как бы ни были специализированы функции того или иного человека, он знает работу и своих смежников. Промысел — понятие локальное, тут все и всё на виду. И в этот раз нашлись люди, которые не только видели, как ликвидируются подобные аварии, но и сами принимали участие в таких операциях... Возились, конечно, всю ночь, но дело сделали, и прорыв в трубе залатали надежно. Прилетевшим аварийщикам оставалось оценить их труд. И тут невольно напрашивается вопрос: а понадобилось бы это сверхнапряжение, если бы промысел развивался ритмично?
Как ни странно, обустройство месторождения затянулось именно из-за его перспективности. Лугинецкое входило в ведение Васюганнефти, и было для васюганцев чем-то вроде аппендикса: далеко и не слишком тревожно. Тем более что в Васюгане знали: рано или поздно здесь появится свое управление. Вопрос об организации Лугинецкнефти решался очень долго. Миннефтепром то возражал, то требовал согласований, а номинальные хозяева действовали по старому принципу: своя рубашка ближе к телу. Когда, наконец, был издан приказ о формировании новых управленческих структур, их техническая база лишь едва поднялась над нулевой отметкой.
Впереди у лугинчан — горячая зима. За полгода управлению предстоит пройти путь от младенчества до взрослости. Удастся ли?
— Бывало и посложней, — сказал Станислав Кабанов.
Впрочем, не надо считать, что все, связанное с месторождением, проблематично. Многие вопросы тут решаются порою с завидной оперативностью.
Прежде всего это касается соцкультбыта. Фору во времени, данную эксплуатационниками, строители использовали в этих делах как надо. Лугинецкое успешно миновало стадию палаток и передвижных вагончиков: люди живут в прекрасном вахтовом общежитии, собранном из чешских модулей. Еще одно общежитие, на сей раз отечественное, было заселено в конце лета. Есть баня, есть столовая, рассчитанная на перспективу. Тут Лугинецкому повезло: во главе строителей его объектов оказался Филипп Маловата, толковый инженер, приехавший в Сибирь из Молдавии. В поисках простора, как он сам выразился.
Чего-чего, а простора здесь хватает. Третий нефтяной район в отличие от двух первых расположен не к северу от Томска, а к юго-западу, на границе с Новосибирской и Омской областями. Исторически сложилось так, что территория эта оказалась одной из самых малозаселенных в области; это объясняется тем, что пришлое население тяготело к транспортным путям — рекам, а в районе Лугинецкого крупных рек нет. Тайга, глушь...
Привлечь сюда рабочий люд ох как непросто! Хотя... Сибирь вся испытывает хронический кадровый голод. Только в последние несколько лет положение стало меняться к лучшему. Помог вахтовый метод, основанный на принципе «базовый город — вахта». У томских нефтяников есть своего рода образец базового города — это Стрежевой, жители которого осваивают и первый, и второй промысловые районы. Но до Лугинецкого от Стрежевого семьсот километров. Потому решено было строить свой вахтовый центр. Имя будущего города — Кедровый.
Его возводят подразделения Минстроя СССР. Добротно делают, на совесть. Но Борис Мальцев, начальник Томского территориального управления строительства, недоволен:
— Мал размах!
Он добился в министерстве разрешения создать для сооружения Кедрового специальный трест. Он воюет с нефтяниками: ассигнуйте больше средств — освоение гарантировано! Он запретил своим подчиненным валить великолепный хвойный лес, в котором по плану строится город (создать асфальтовую пустыню, а потом озеленять ее?), и потребовал от архитекторов перенести главные площади застройки в сторону, на таежную пустошь.
Трудно вообще остаться равнодушным, прикоснувшись к делам Лугинецкого нефтяного района. Энтузиазма достает всем. Задан был этот настрой еще несколько лет назад, когда томичи по инициативе областной парторганизации (и вопреки тогдашнему руководству Миннефтепрома) приступили к освоению Лугинецкого. Объявили его ударной комсомольской стройкой и за одну-единственную зиму проложили стасемидесятикилометровые трассы нефтепровода и ЛЭП. Тут и впрямь трудилась вся область: томские заводы изготавливали недостающую оснастку, лесопромышленные комбинаты гнали таежные просеки, студенты-политехники потратили зимние каникулы на сборку опор... Это и было то, что имел в виду Кабанов, говоря, что «бывало и посложней». А если говорить об издержках роста, то проистекают они не от того, что начали рано, а как раз наоборот. Не будь руководители нефтяной отрасли оглушены фанфарным гулом Самотлора, они бы вовремя поняли перспективность освоения многих площадей, подобных Лугинецкой...
Уже после сдачи этого номера журнала в набор мы созвонились с поселком Центральным на Лугинецком промысле. Трубку снял Сергей Седунов. Слышимость была отличная, значит, связь налаживается, да и Сергей это подтвердил.
И вот последние лугинецкие новости.
Город Кедровый обзавелся своим гербом. На геральдическом щите есть полный набор сибирских атрибутов: нефтяная вышка, вертолет, веточка кедра... Герб скорее всего временный — придумывали-то его самодеятельные художники, но патриотизм местных жителей налицо.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
И древние парфянские ритоны, и скульптуры таллинских алтарей, и бесценные средневековые рукописи обретают под руками ученых-реставраторов вторую жизнь
Письмо с правдивыми показаниями Овчинников написал сразу после суда, но так и не отправил его
Спортивный автограф