Лицо классового врага

опубликовано в номере №111, октябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

* * *

Интересно отметить также отношение к комсомолу. Не ново, что многие поступают в комсомол, чтобы поступить в вуз и на работу. Но все же интересно проследить за психологией такого «комсомолящегося» парня. Вот один такой. Он сын рабочего, кончил семилетку и желает учиться дальше, но для этого нужно быть членом союза и иметь стаж, а все это можно достать скорее, став комсомольцем. Он начинает посещать ячейку, называть себя сочувствующим и идет в комсомольский поход. Встретившись на бирже труда с товарищем, он говорит, что комсомольцев скорее посылают на работу и что он тоже думает стать комсомольцем. Он спрашивает у товарища, почему тот не делает так. Товарищ говорит, что для скорейшего получения работы в комсомол поступать не стоит, комсомол не для этого. Когда он сам всего добьется, тогда и вступит в партию. «Сочувствующий» усмехается: - Нужно бросить всякую идейность, - говорит он, - вот я иду в КСМ, чтобы попасть на работу, поступить в вуз. Вообще, теперь нужно быть наглым, бесстыдным, бесчестным и стремиться только к цели.

От таких «идей» остается только руками развести. Подобные молодые люди недоверчиво относятся к достижениям нашей страны и насмехаются над будущим. Несмотря на образование, у них заметна узость умственного кругозора. Разве доказательством этому не служит антисемитизм? Тот, кто украл 20 напильников, ненавидит евреев; «жиды» - он иначе не называет евреев и считает их всех ворами, обманщиками?! «Сочувствующий» комсомолу свою нелюбовь к евреям выказывает меньше и более тонко. Если ему попадется заметка в роде - «евреи на земле», он будет ее смаковать, вертеть и, хихикая, плоско острить. Еще один юноша, - кстати сын видного коммуниста, - говорит: - Бей жидов, спасай Россию! - и когда ему говорят, что это глупо, он отвечает: - Россию надо спасти! - Хотя сам он - грек. И такие люди думают стать инженерами, строить наше хозяйство? Как бы из них не получились вторые шахтинцы!

*

К счастью, все это не рабочая молодежь, а большей частью из интеллигентных семей, где еще сильна нелюбовь к сов. власти. Вряд ли можно во всем вышеописанном винить нашу общественность, весь наш строй, и вряд ли можно думать об исправлении этих ублюдков эпохи. Придет время - они либо одумаются, либо будут трусливо жить, радуясь всякой нашей неудаче, и при всяком нашем успехе - еще глубже зарываться в себя. Но теперь задача комсомола - освободить от их влияния, хотя и маленького, рабочую молодежь.

Горькая чаша

Федор Малов

ПОВЕДЕНИЕ Ваньки Чечеткина, наконец, серьезно стало волновать ячейку. Все мелкие и случайные грешки пария стали учащаться все больше и больше, последствия их - окрашиваются все ярче в невеселый и злостный характер; не замечать этого уже было нельзя, и когда ячейка раскрыла плаза во - всю - дело представилось ей весьма печальным и плохим - парень опустился и запил.

В понедельник Ванька пришел в цех уже после обеда и сильно выпивши, однако стал требовать, чтобы его допустили к работе. Цеховой старшина Миронов сначала стал упрашивать его уйти по чести. Мирные уговоры привести ни к чему не смогли, и без скандала не обошлось.

- Куда тебя с пьяной рожей к делу! - толкал его старшина от огромного рабочего стола во весь цех. - Мало что ли без тебя браку у нас в продукции? Еще больше осрамить фабрику что ли охота? Уходи!...

- Сам ты уходи! - размахивал кулаками в пьяном буйстве Ванька. - Ишь, тоже набольшего из себя строит, политического руководителя! А сам не знает, что такое чартисты. Ты это нам, малограмотным, объясни, - заносчиво разорялся в кичливом хорохорстве Ванька, - а то мы без тебя не знаем истории пролетарской революционной борьбы!...

И деланный, неприятный смех раскатился из его пьяных уст по всему цеху. Не замечать скандальной сцены было нельзя, и работающие переводили свое внимание от работы на Ваньку и старшину.

- М - да!... А я узнал про чартистов еще четыре года тому назад, - бессвязно продолжал бормотать Ванька. - И меня очень заинтересовало это революционное движение восемнадцатого века, имевшее место в капиталистической Англии.

- Не в восемнадцатом, а в девятнадцатом были чартисты, - кто - то подзадорил его.

- Как бы не так! - путался Ванька. - Я и без вас очень хорошо знаю, еще вы политически недоросли, чтобы мне указывать!

- Что и говорить, - не унимался подзадоривающий голос. - По этому случаю, видно, и нарезался ты.

- Вот что, чартист! - напряг последние силы уговорить его честью старшина, - уходи из цеха! Видишь, ты и сам не работаешь и другим мешаешь.

Доброе уговаривание прошло мимо ушей. Чечеткин затормошился еще отчаяннее, мешая работать соседям по своему столу.

- Но притесненные эксплуатацией рабочие, - продолжал пьяную вакханалию он, - напрасно написали хартию и понесли к дурашливому королю. Я бы... я бы... - запинался Чечеткин, размахивая руками, - я бы на их месте разбил королевскую морду и разгромил весь дворец!...

Его взяли под руки и вывели насильно из цеха на фабричный двор. На дворе кипела и клокотала напряженная трудовая жизнь, и несмолкаемый, оглушающий шум еще больше увеличил тяжелое охмеление Ваньки Чечеткина. Ему показалось на минуту до боли стыдно и противно за свою бесчестную праздность, мелькнуло незаглушимое желание повернуть и уйти снова в цех, стряхнуть с себя пьяную муть и горячо приняться за работу. Но ему вспомнилось, как его только что вытолкали оттуда, и новый, уже низменный и эгоистический стыд ошпарил Ваньку. Он недолго постоял, что - то бессвязно пробормотал пожелтевшими губами и, отчаянно махнув рукой, решительно направился к клубу.

В это время цеховой старшина Миронов все еще не мог как следует успокоиться. Да и на остальных рабочих встреча с Чечеткиным произвела тяжелое впечатление.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены