Лицеисты из ПТУ

Мария Бородина| опубликовано в номере №1497, сентябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Неспособных нет, есть люди не на месте, — сказала директор ленинградского СПТУ-127 Маргарита Евгеньевна Капитонова. — А мы хотим, чтобы каждый наш ученик нашел свое место...

После я побывала в токарной мастерской. Там шла игра. Играли второкурсники. Игра не простая — деловая. Первый ее результат — продукция для базового предприятия. Второй — зарплата для учащихся. Ну, а третий... Впрочем, сначала о том, что же за игра. Один учащийся становится технологом, другой — инженером по технике безопасности, третий — нормировщиком, четвертый, пятый, пятнадцатый — станочником... Потом меняются ролями. Судья — мастер производственного обучения Руслан Семенович Кац.

Разные ребята становятся «технологами» и «инженерами», по-разному работает цех. Кому-то удается быть организатором, кому-то по душе роль контролера, а кто-то доволен своим местом у станка.

Вот и третий результат игры: помочь найти призвание. Но удается ли его осуществить? Если твое призвание станочник — да. А если призвание — технолог? Не может училище дать выпускнику диплом, который позволил бы ему работать, скажем, мастером участка. А выпускник техникума или даже вуза — серенький выпускник, и не помышляет ни о каких деловых играх и не умеет руководить — зато с дипломом.

Парадокс? Да. И чтобы преодолеть его, для одаренных ребят создаются лицеи. В Москве их откроется девять. В Ленинграде (чувствуете, этот город созвучен самому слову «лицей») — один, на базе СПТУ-127.

Почему именно здесь? Во многом благодаря энергии Капитоновой, которую, кстати, директором не назначали, а выбирали. Первое, за что взялась она после выборов, была «обшага», в которой жгли костры и исписывали «фольклором» стены, канализация не работала, сорванные двери не ремонтировались, разбитые окна не застеклялись полгода...

Теперь — общежитие, где налажен человеческий быт и взаимопонимание. Первое, что я заметила здесь, — нет вахтера. Доверие к ребятам, как к хозяевам дома, проявляется уже в этой детали. Делами общежития занимается совет. Большинство в совете — учащиеся.

Жить здесь интересно — ребята могут потанцевать в дискотеке, могут пойти в театральную студию «Вдохновение», где ставят и классику, и «капустники», имеющие всегда большой успех, потому что там играют «на' злобу дня».

Швейная мастерская пользуется популярностью не только у девочек, приходят сюда и ребята: сшить себе модные брюки — блеск!

Действует дискуссионный клуб «Ровесник»: юные учатся анализировать, разбираться в политических и экономических проблемах, спорить...

— Современный рабочий должен уметь вести полемику, отстаивать свое мнение, — говорит Маргарита Евгеньевна. — Во время «деловой игры», в конце каждого месяца — «производственные совещания». Участники высказывают свою оценку того, как проходила работа, кто как проявил себя на различных должностях. Не всегда и не сразу получается разговор. Умение и желание высказываться сжато, доказательно не воспитано у большинства приходящих к нам из школы... Первые полгода учебы — самые трудные. Потом они начинают понимать и принимать требования училища. Переломный момент, я думаю, наступает тогда, когда подросток почувствует свою социальную и душевную защищенность в этих стенах...

Хочется рассказать еще об одном, что обрадовало меня в училище. Нет, не о дисплейной лаборатории, не об изготовленном в училище станке с ЧПУ, не о красиво оформленном кабинете эстетики... Тут другое — накрахмаленные скатерти и ножи в столовой ПТУ. Директору их пришлось «выбивать» — пэтэушникам, оказывается, такая «роскошь» не положена.

...Один из самых больных вопросов в нашей промышленности, как считает академик Абалкин, — культура производства. Если не предпринять неотложные меры, чтобы ее повысить, то в современные цеха придется завозить не только иноземное оборудование, но и иноземных рабочих.

Но культура производства неотделима от общечеловеческой. Вот почему накрахмаленная скатерть не мелочь...

Обучить ремеслу — полдела. Помочь раскрыть творческий, духовный потенциал — сверхзадача. Почти по Станиславскому. И это, как я поняла, под силу уже не профтехучилищу, с его в общем-то утилитарным, «заземленным» подходом к воспитанию ребят, а именно лицею, восходящему традициями к формированию российской интеллигенции. В нашем случае — технической. (Будут, будут в Москве и Ленинграде и других наших городах лицеи и гуманитарные, и с креном в естественные науки...)

И все же что это такое — современный лицей? Не очередная ли косметика, сглаживание и припудривание «морщин» отечественного профтехобразования? Очень надеюсь, что нет.

Впрочем, как говорится, поживем — увидим...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены