Листопад

Вяч Муралевич| опубликовано в номере №38, сентябрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

ЛЕТУ КОНЕЦ. Короче дни. Солнце и среди полдня начинает светить желтоватым, «золотым» светом, как светило оно весной и летом только рано по утру, или перед самим заходом. Золотыми, красными, даже фиолетовыми пятнами покрываются лиственные деревья - в особенности лапчато - лиственные клены. Тихо, тихо, едва заметно в тихом теплом воздухе падает с деревьев темный, красный, фиолетовый лист и пестрит осеннюю землю...

Почему это происходит? Почему каждую осень приходит грустный листопад, неотвратимый, неустранимый, как смерть? Какие явления природы скрываются за ним? Это теперь известно хорошо. Известно и то, почему происходит листопад, и что он собой обозначает, и что нужно, чтобы его не было.

Почему он происходит? Что красит лист в золото и пурпур, что убивает его и бросает мертвым на землю? Это мы сейчас откроем.

На том конце листового черешка, которым лист держится на ветке, все лето понемногу разрастается тонкая пленочка, которая называется разделительной пластинкой. Когда приближаются холода, она прорастает поперек всего черешка, становится пробковой и очень ломкой. Она ломка до того, что достаточно веса самого листа, чтобы расщепить ее пополам и оторвать лист от ветки. На месте отрыва остается одна половинка пластинки, которая покрывает ранку на ветке прочным рубцом; другая половинка остается на листе.

Почему эта пластинка разрастается тогда, когда дни становятся холоднее и темнее, чем летом?

Пока светло и тепло, солнечный луч при помощи хлорофилла в листьях накопляет крахмал; этот крахмал потом становится сахаром и постоянным потоком сахарного раствора опускается в корни дерева, чтобы образовать запасы на зиму и на весну. Из корней идет навстречу этому сахарному потоку другой, который содержит растворы разных минеральных веществ, необходимых для построения тела растения. Эти поток» - из листьев, в корень и из корня в листья - могут идти только, пока тепло и светло. Без тепла нет испарения с листа, а без испарения нет и потока из корней в листья. Без света не образуется в листьях крахмала, не из чего получать сахар, нечему и идти потоком в корни.

Пока светло и тепло, эти потоки идут в разные стороны, и не дают пластинке разрастись поперек черешка. Как только становится осенью темнее и холоднее, так сила потоков слабеет, пластинке ничто не мешает разрастаться - и она разрастается и отрезает лист от родной ветки.

Таким образом, виновники листопада - осенний свет и осенний холод.

Они же и красят лист в желтый и красный цвет. Желтизна появляется потому, что исчезает зеленый хлорофилл листа, который в широких листах лиственных деревьев на холоду работать уже не может. А красная окраска появляется потому, что из-под остатков желтой краски листьев (каротина и ксантофилла) начинает пробиваться красная - антоциан, которая есть в листе и летом, но не видна под слоем хлорофилла и желтых красок.

Смажьте зеленый и красный лист клена тонким, как папиросная бумажка, слоем воска и выставьте оба листа на солнце. Воск на листе растает - и на красном листе скорее, чем на зеленом. Это значит, что красный лист притягивает больше тепла, чем зеленый, и в красных листьях растению теплее, чем в зеленых.

Значит и здесь, в осенней окраске, виновны осенние лучи и холода. Лучи перестают греть хлорофилл, хлорофилл умирает и открывает запасы темной и красной краски.

По наблюдениям оказалось, что в красных листьях крахмал скорее превращается в сахар, чем в зеленых.

Поэтому ясно, отчего листья краснеют. Без этого дерево в холодные осенние дни не успело бы крахмал свой превратить в сахар, и весною, пока оно стоит без листвы, оставалось бы без пищи, потому что в это время, пока листья еще не развернулись, оно живет исключительно своими прошлогодними запасами крахмала и сахара. Вековой отбор оставил те деревья, которые приспособились в борьбе за существование к этим условиям.

Пользу или вред приносит для дерева опадание листьев?

Через листья у растений испаряется вола. А при испарении воды с тела животных и растений, тело их охлаждается. Оттого потный человек и простужается легко, а мокрый скоро зябнет. Если бы листья оставались на дереве, они только студили бы его осенью, не давая пищи, которую они дают летом на ярком свету и на тепле. Волей-неволей они гибнут сами.

Но почему же ели и сосны не теряют листа? А потому, что лист у них не толще шила или иголки и испарение с него очень слабое; он легче выдерживает холод и оттого и остается на зиму. Широкий же лист клена или березы остывает больше.

Ну, а если бы зимних холодов не было, то листья клена и березы падали бы, или нет? Нет. В теплых странах, где зимою не холоднее, чем у нас летом, листья с берез, дубов и кленов перестают опадать, и эти деревья остаются вечно зелеными. Так это и бывает, если их пересаживают куда-нибудь в Италию, Грецию или другие теплые страны. Но там березе и клену слишком жарко и они долго не живут, как не живут от холодов у нас южные лавры, мирты, магнолии и другие вечнозеленые растения теплого юга.

Таким образом, виновником листопада являются лучи осеннего солнца. Весною они для всего живого являются лучами жизни, а осенью - лучами смерти. Что же, это разные лучи, или одни и те же?

Одни и те же. Вся разница только в их количестве. Весною и летом этих лучей много и они оживляют природу; осенью этих лучей мало, для жизни их не хватает и смерть вступает в свои права. Дело в количестве, а не в качестве - и с этим приходится считаться в природе очень и очень часто.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Два брата

Рассказ