ОСЕНЬЮ со всех концов неизмеренной, непросчитанной молодежной России, из каждой комсомольской ячейки, в тряских вагонах железнодорожных, по однообразным серым проселкам, едет к незнакомым и манящим морям комсомольский молодняк. Едут они - огребать полундру.1
Во флоте первое время не разгуляешься. Осмотрят на приеме парня. Жив. Здоров. Топай на политкомиссию, а там, глядишь, расплескались ленточки по ветру, и рябят на солнце, с синью неба споря, краснофлотские форменки. Ну, и само собой, первое время огребешь этой полундры самой.
- Тут тебе строевое обучение.
- Тут нажим на дисциплину.
- А то комсомольские обществ, нагрузки. Запарится в первые дни парень, привыкший к комсомольской бесшабашности и попавший в обстановку «немецкой» аккуратности и точности. Спервоначала забудутся и платочки аленькие, и письма от юркой и шустрой Тани или Мани, и невпопад придет целая декларация ячейки:
- Герою - скитальцу морей - революционному моряку...
Флот не любит праздношатающихся людей. Каждый должен иметь свое дело и специальность. После экипажа, после строевого обучения молодняк разобьют по школам: сигнальщиков, рулевых, радистов, водолазов, кочегаров, артиллеристов, машинистов, судосодержателей, - словом, по всем специальностям. Школу зимой пройдешь, а весной с первой лаской солнечной нужно идти на корабли оморячиваться, и не миновать, и не пройти каждому молодому моряку учебного корабля - «Комсомольца».
«МОРСКОЙ ФАБЗАВУЧ».
«КОМСОМОЛЕЦ», это - морской фабзавуч. «Комсомолец», это - поверка на практике всего того опыта и знаний, которые получил краснофлотец зимой в школе. На нем обыкновенно начинают свое первое плавание все школы специальностей. На нем же холят счастливцы в заграничные походы.
Сам «Комсомолец» большой и внушительный трехтрубный корабль, который если поставить на Красной площади - на всю ширину ее хватит. На нем две мачты, большие трехэтажные надстройки с воздушными вентиляторами, в раструбе которого можно устроить заседание бюро ячейки, и с трубами, в которых можно созывать целый пленум райкома На полубаке 2) у него поднимаются и становятся два гидросамолета, команда насчитывается в 800 - 1000 человек «Комсомолец» имеет хороший по своей величине ход, две машины и два винта.
На «Комсомольце» - один из лучших специалистов командир, и пользующийся всеобщей популярностью и любовью второй помощник Василий Ефимович - один из лучших боцманов в старом флоте, волею судеб революции сделавшийся командиром, и еще не менее популярный не только на нашем корабле, но и на других, Мишка, купленный во время прошлогоднего заграничного похода в Архангельске. Теперь он уже вырос и начинает становиться угрюмым, а раньше был очень добродушен; любимым занятием в часы отдыха команды была борьба с Мишкой.
ЖИЗНЬ на корабле вперегонки со временем. Кто сказал, что в сутки нельзя работать сорок восемь часов? А вот мы ухитряемся.
- Попробуйте нагрузить сто тонн угля сменою в пятьдесят человек в четыре часа, когда на каждого человека приходится 124 пуда.
- Мы можем.
- Попробуйте в два дня окрасить корабль, имеющий 11.000 водоизмещения.
- Попробуйте... Мы, которые не так давно не могли собраться на комсомольское собрание, чтобы не ухитриться опоздать на два часа, теперь все это делаем.
Вечное движение, а в этом движении - жизнь. И кто бы подумал, что течет она, как кровь быстрая, из сердца - каюты, примостившейся около камбуза,1 где в запахе дразнящих щей возятся коки.2 На дверях ее скромно прилепилась маленькая бумажка: «Коллектив Р. К. П. (б-ков).» и только....
Сегодня погрузка угля. Выбирай погрязнее и старее робу.3 К борту подошла баржа с углем. Нужно погрузить 800 тон.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.