Саша Васильев уверен, что, пока бабушки готовят по старым рецептам, связь поколений не прервется
Это был 1996 год. Мы с друзьями недоуменно смотрели на худого парня – фронтмена группы, вышедшей на сцену сразу после выступления «Алисы». Он тряс слишком короткими для рокера волосами, высоко подпрыгивал и громко признавался в том, что он – рыба без трусов. Для моего поколения, привыкшего к иному виду русского рока, выступление группы «Сплин» стало культурным шоком.
Сейчас уже другое поколение, зачатое едва ли не после самых первых концертов «Сплина», собирает на выступлениях группы аншлаги. По уверениям Last.fm, «Сплин» является самой популярной из существующих российских групп. В октябре питерцы выпускают новый диск и впервые соберут «Олимпийский».
– Сложно поверить, что когда-то группа «Сплин» считалась «начинающей», а ее выступления повергали слушателей в культурный шок...
– Мы и хотели произвести этот эффект! Среди проповедей, заунывной чуши – того состояния, к которому тогда сводился русский рок. Хотелось оттолкнуться от этого и вернуть музыку в нормальное, человеческое состояние. С тех пор прошло 15 лет. Полностью сменилось государство и, соответственно, сменилась культура. Да, сохранились традиции и ритуалы, но изменился вектор, заряд, полюс. Сейчас он во многом положительный. Жизнь, даже во время кризиса, стала лучше.
– В чем же заключаются эти положительные стороны?
– Хотя бы в том, что теперь отсюда можно уехать в любую точку мира, если захочешь.
– Тогдашнее творчество «Сплина» могло стать пособием для социологов, изучающих молодежь: «А ты жуй-жуй свой «Орбит» без сахара», «любой имеющий в доме ружье приравнивается к Курту Кобейну. Любой, умеющий читать между строк, обречен иметь в доме ружье»... А новое поколение – то, которое вас слушает, то, которое создает новые группы, – вы их знаете? Кто они, чем живут?
– Нет, мы свой мир выстроили много лет назад и чужих не пускаем. А если и выбираемся куда-то наружу, то общаемся только с приятными, знакомыми людьми. Но я этого хотел всю жизнь. Я не хотел жить в реальном мире. Когда мы выкладываем клипы на YouTube, там есть комменты наших слушателей, в том числе юных. Я их читаю, естественно. Они радуются новым вещам, новым клипам. А я радуюсь тому, что они радуются.
Моей племяннице – 14 лет. Она точно так же, как и я в ее возрасте, слушает музыку. Просто у нее возможностей для этого больше. А так... в мире ничего не меняется! Дети продолжают слушать музыку, которую не понимают их родители. Родители настороженно относятся к диким одеждам и странному языку, на котором говорят между собой их дети. А бабушки продолжают готовить по тем же рецептам,
Люди возвращаются к истокам, им свойственно постоянство. И так же традиционно обыватели ищут для себя новый наркотик – музыку, увлечения, моду.
– А для себя наркотик где берете? Я – про вдохновение.
– Из воздуха. За прошедшие 15 лет я особенно не изменился. Но изменились мои представления о музыке, захотелось развивать ее в сторону классики, в сторону симфонизма. Новый альбом «Сплина», «Сигналы из космоса», как раз эти идеи по поводу музыки и подкрепляет. Там масса композиций – двух-трехслойных, разночастевых и т.д.
– В отличие от проповедников и любителей долгих монологов, вы никогда не относили творчество «Сплина» к музыке протеста. А новый альбом, как мне кажется, и вовсе иллюстрирует состояние вашей гармонии с миром.
– Да, но хотел бы заметить, что я положительно отношусь к проповеди! Только при этом она у некоторых удачно получается, а у некоторых – нет. Если она светлая, радостная, христианско-буддистская, то это только замечательно. У меня самого никогда никакого протеста не было. Была определенная борьба с самим собой. Хотя некоторые вещи в окружающем мире вызывают иногда у меня и раздражение, и ярость, но в целом главный мой враг – это я сам. Это распространенная ситуация, знаете ли. Художники очень часто пишут об этом.
– К вопросу о художниках. Насколько далеко вы продвинулись в своих живописных талантах?
– Ни насколько, я топчусь на месте.
– Не возникает желания выставить свои работы?
– Мне недавно делали выставку. У меня такого желания не было, а у людей оно возникло. Собрали картины, выставили, через месяц привезли назад. Вот и все. Мне самому это не нужно, я не хочу высказываться таким образом. Для высказываний мне хватает текстов песен.
– Кстати, никогда не думали книгу написать?
– У меня на это не хватит терпения. Слишком растянутый во времени процесс.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Константин Коровин
Сергей Соловьев