Последний выходной ориентир. Аэрофотосъемка заняла 22 минуты. Командую в воронку: «Готов. Курс - 85°. Следуем на свой аэродром».
Погода портится. Я не отрываюсь от приборов. Теперь все чаще приходится поворачивать машину то влево, то вправо. Меняем высоту. Пробиваем кучевые облака.
До аэродрома осталось ПО километров. Неожиданно слышу свои позывные. Телеграфный ключ радиста выстукивает точки, тире, точки, тире: «НТ2... НТ2... НТ2...» - и позывные земной радиостанции штаба части: «KB... KB... KB...» Спрашивает, слышу ли его. Отвечаю: «Слышу хорошо. Перехожу на прием». Снова позывные и предупреждение: «Примите радиограмму: «Приказываю с высоты 500 метров сбросить на командный пункт корпуса кассетосбрасыватель с фотоснимками. Экипажу произвести разведку шоссейной дороги района «противника», ограниченной ориентирами...»
Снимки бережно уложены между толстыми брезентовыми стенками кассетосбрасывателя, начиненными слоем ваты. Парашют в порядке. Мы над аэродромом. Даю водителю высоту. Снижаемся. Очень осторожно, чтобы кассетосбрасыватель не занесло на хвостовое оперение самолета, опускаю его за борт. Наблюдаю несколько секунд. Парашют раскрылся. Приказ выполнен. Идем на разведку.
Это был горячий денек. Едва мы возвратились, командир части предупредил нас, что на обед и на отдых нашему экипажу дается только один час. Потом - готовиться к новому полету.
Снимки площадной съемки лежат передо мной уже отпечатанные лаборантами. Командир части говорит: «Вот на этой станции во столько - то часов предполагается высадка частей «противника» с боеприпасами. Одновременно «противник» перебрасывает свои части по шоссейной дороге. Здесь будет действовать другой отряд. Задача вашего соединения - уничтожить станцию. Видите лесок? Здесь возможна замаскированная зенитная батарея. Прикрытие истребителями обеспечено».
Знакомая работа. Маршрут нанесен на десятиверстку. Получаем прогноз погоды. Он мало радует. Техник по вооружению с механиком подвешивают бомбы к замкам плоскости самолета. Прощаемся. Уже в кабине слышу слова командира: «Попробуйте через горы. Вам надо спешить».
... И вот мы приближаемся к хребту. Нас встречают сильные потоки воздуха. Болтанка. Набираем большую высоту, увеличиваем путевую скорость. Температура падает. Горы. Новый рельеф, низкая температура, изменилось давление - все это действует на приборы. Они начинают подвирать. Пользуюсь инструментальной поправкой. Всматриваюсь в карту. Выше! Стрелка альтиметра вибрирует у цифры 5000. Становится трудно дышать - надеваем кислородные приборы. Пробиваем с трудом плотную, как вата, завесу перисто - кучевых облаков.
Ну, теперь легче. Можно снижаться. Здесь светлее и тише. Скоро цель. Лес, расположенный в 5 километрах от железнодорожной станции, представляет, для нас большую опасность. Надо выдержать заданные высоту и путевую скорость, успеть сбросить все бомбы в цель.
Теперь цель под нами. Высадка частей и боеприпасов «противника» в разгаре. Мы успели. Подаю по радио команду всему соединению. Начинаем бомбить станцию. Сбрасываем бомбы серией, одним заходом всеми самолетами соединения. С левой стороны, в 20 - 25 метрах от плоскости нашего самолета, я вижу облачко. Это разорвался снаряд. В лесу зенитчики, так и есть. Они пытаются нас достать. Но нам нужно лишь 6 секунд.
Я сбрасываю бомбы «с упреждением»: точку прицеливания отношу назад, соответственно расстоянию, равному скорости самолета, умноженной на время падения бомбы. Так же действуют летнабы всех самолетов соединения.
... Над станцией клубится черный дым. Цель поражена! Снаряды зенитных орудий рвутся и справа и слева. Нас берут в «вилку». Последняя серия бомб сброшена. Отличная бомбежка! Теперь надо уходить. Подаю команду: «На снижение!» Газ убран. Я поднимаю голову. Белые облака вспыхивают уже над нами. Зенитчики бьют по старой цели. Но я знаю, за нами неотступно следит ПУАЗО (прибор управления артиллерийским зенитным огнем) и сложные счетные механизмы - автоматы - непрерывно решают задачу встречи снарядов с нашими легкими бомбардировщиками.
Идем на снижение. Резко уходим в сторону. Берем ложное направление: «противник» не должен знать расположение нашего аэродрома. Ушли из зоны обстрела. Даю водителю грубый курс. Потом уточняю. Мне очень жарко, хотя за бортом сильный ветер. Скоро аэродром...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.