Летающая модель аэроплана

В Арриссон| опубликовано в номере №25-26, апрель 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Основная часть остова - вертикальная балочка «а» вырезанная из 5-ти мм фанерной переклейки, закрепляемая на клею в прорезах сделанных в стенке трубы по чертежу (6д), на 5 мм отступя от обреза. Внешний контур руля образуется проходящим сквозь прорезы балочки ободком «т» (картонным или из тройной бумаги), обхватываемым двумя поясками-полочками «п» (размеры на чертеже). Костыль (в) крепится в пазу между двумя пластинками (б) из 3-х мм фанеры переклейки.

Закрепив балочку (а), вклеивают ободок (т) и обхватывающие пояски (п). После этого руль оклеивается с обеих сторон выкроенной по контуру бумагой, при чем в том месте, где полочки (п) соприкасаются с трубой, необходимо обшивку руля подклеить к самой трубе (для прочности), с каковой целью здесь припускается небольшой запас бумаги, миллиметров в 5, который и подклеивается под прямым углом к трубе. После обшивки, 1 руль окантовывается (как выше) узкой полоской бумаги.

Когда руль затянут, с обеих сторон нижней части балочки (а) приклеиваются две пластинки (6), как на чер. 6 д., и сколачиваются еще 2 булавками. Затем остается закрепить на булавочной оси костыль (в) и подвязать его шейку к пластинкам резиновой нитью (с), пропуская ее сквозь обшивку руля.

5. Шасси (чср. 7)

Шасси состоит из двух дуг с лыжами (а), выпиленными из 6-ти мм фанерной переклейки.

Передние и задние ноги дуг по краям зачищаются острым ножом и осколком стекла так, чтобы иметь в сечении профиль (и). Обе пары передних и задних ног приклеиваются и приколачиваются булавками (или мелкими гвоздиками) к трем кольцевым накладкам: двум задним (б) и (в) и одной передней, такой же, как (в), только с диаметром отверстия в 33 мм, к которой крепится передняя пара ног. Накладка (б) приклеивается у переднего обреза башмака задней ноги (см. чер. а ) накладка (в) у заднего обреза. Нижняя часть обеих дуг соединяется распоркой (г) на клею и булавках (см. чер. 1, 5 г.), края которой защищаются так же, как и ноги шасси (сечение «п»). Для большей прочности, как ноги шасси, так и распорка оклеиваются полотняной лентой.

Осью колес служит проволока (железная) толщиною в 21/2 мм (д), продеваемая в соответствующие отверстия в нижней части дуг. Колеса выпиливаются из 5 - ти мм фан. переклейки (е) с втулочками (ж) и в склеенном виде изображены в разрезе на чср. (3). Для того чтобы колеса, одетые на ось не соскакивали, оба конца оси спиливаются напильником (д) и загибаются. Для предупреждения боковых перемещений оси она закрепляется накрепко к дугам ниточкой на сургуче.

6. Пропеллер (чер. 8)

Пропеллер вырезывается из сосновой доски, выбрав для этого прямослойный участок без сучков. Выпилив брусок 300X34X15, намечают на нем контур (А) с окружностью по середине (а) и вырезывают аккуратно по этому контуру заготовку (б). После этого осторожно начинают удалять острым ножом дерево для образования лопасти пропеллера (в) После грубой обрезки окончательную зачистку производят осколком стекла, пока не получится чистый пропеллер (г). Лопасти нужно стараться делать, возможно, тоньше, чтобы выиграть в весе, не переходя, однако, предела прочности.

В центре втулки пропеллера просверливается (заостренной проволокой) отверстие в 21/2 мм для продевания оси мотора.

Перед окончанием зачистки лопастей необходимо проверить, одинаковы ли веса обоих лопастей. Для этого в отверстие втулки продевается иголка и проверяется, не перевешивается ли какая-либо лопасть. В случае обнаружения неравенства весов, придется счистить стеклом с более тяжелой лопасти несколько стружек, пока веса не уравняются. При обстружке и зачистке следить, чтобы углы наклона были одинаковы у обеих лопастей.

7. Резиновый мотор (чер. 9)

Наилучшей двигательной силой для приведения во вращение пропеллера модели является тонкая 1 1/2 - 2 мм нитяная резина, идущая на изготовление тяжей, авиационных амортизаторов и т. п. Особенно хороша амортизированная резина, обыкновенно заплетаемая в оболочку из льняных нитей в виде шнура толщиною от 1 до 3 - х сант. и состоящего из 100-150 отдельных резиновых нитей.

Мотор описываемой модели состоит из вставленной в переднюю трубу фюзеляжа пряди (а) резиновых нитей, одетых на два крючка, из которых один неподвижный (г), другой же служит осью пропеллера (е).

Общая длина потребной для мотора резины при толщине нити в 2 мм должна быть около 12 метров. Если толщина нити меньше (напр., 1 1/2 мм) то общая длина значительно больше (около 20 метров). Выгоднее всего, если прядь образована одной непрерывной нитью (а). Но обычно приходится пользоваться короткими нитями, соединяемыми в пучок. В этом случае, если длина каждой нити равна двойной длине пряди, получается одна завязка (б) на неподвижном крючке. Если же каждая нить короче завязки, приходится делать у обоих крючков (в). Количество нитей в пряди колеблется около 30 шт.

Крючки изготовляются из 11/2 мм. проволоки (железной отожженной). В тех местах, где приходится резина, нелишне обмотать проволоку тряпной, которая предохранит резину от порчи, благодаря соприкосновению с железом, а, кроме того, утолстит немного крючок, что тоже играет роль в отношении прочности, так как на тонких крючках прядь быстрее рвется.

Дня установки крючков служат:

1) С задней (неподвижной) стороны два склеиваемых и сколачиваемых кружка (д), между которыми в соответственно вырезанных гнездах зажимается один конец крючка (г, д), вставляются в трубу на клею.

2) С передней стороны алюминиевый кружок, сколоченный с деревянным (ж), с отверстием для оси пропеллера, и маленькая гаечка (з) от болта в 3 мм, играющая роль шайбочки для уменьшения трения в оси пропеллера при вращении. За отсутствием алюминия, кружок может быть вырезан из фанеры.

8. Сборка модели

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены