Так как размеры имеющейся под рукой палки МОГУТ несколько отличаться от вышеприведенных, лучше навернуть выбранный КУСОК бумаги на палку сначала без клея, и посмотреть, окажется ли конечный обрез бумаги направленным строго вдоль палки, потому что только при таких условиях получится ровная и прочная труба.
Навернув весь лист, тщательно разглаживают трубу и, не снимая ее с палки, а лишь провернув последнюю несколько раз внутри трубы в направлении завертки, чтобы обеспечить хорошую склейку внутренней поверхности, обертывают плотно трубу газетным листом, как бы продолжая наворачивание, и оставляют таким образом просохНУТЬ 30 - 40 мин. После этого палку вынимают и, не разворачивая газеты, дают трубе ПРОСОХНУТЬ еще полчаса. Затем освобождают ее от газеты и ставят на окончательную ПРОСУШКУ в теплое место, вставив палку снова ВНУТРЬ, чтобы предохранить трубу от коробления. До тех пор, пока труба основательно не просохнет (на что требуется 2-3 часа), ни в коем случае нельзя устанавливать мотор и закреплять к ней прочие части модели. После просушки острым ножом аккуратно срезают (на палке) края труб так, чтобы получились чистые обрезы, размерами 560 мм и 290 мм.
Примечание: Если под рукой не имеется палок указанных размеров, можно пользоваться любыми размерами, близкими к вышеприведенным, но следить за тем, чтобы после обрезки задний конец передней трубы плотно входил бы миллиметров на 50 в передний конец задней трубы. На толщину стенок надо полагать 1 1/2-2 мм.
Остов «свободнонесущего» крыла (чер. 3, А) состоит из двух лонжеронов, переднего и заднего, на которые нанизаны 10 одинаковых нервьюр-ребрышек, одна из которых изображена отдельно на чер. 3 Б и Г. Для прочности лонжероны связываются раскосиками (чер. ЗЕ) подклеиваемыми бабышками (3 Ж). По контуру крыло обклеивается передним, задним и боковым ободками.
Лонжероны изготовляются из длинных сосновых или ясеневых реек (лучше ясень) размерами:
передний 1000 X 11 Х 5 мм (можно одинаковые), задний 1000 Х 10 Х 5 мм.
Верхние грани обоих лонжеронов скошены на 1/2 мм можно даже немного побольше до м. как это показано на чер. 3 Д, нижняя же грань скошена только у переднего на 1/2 мм. Концы лонжеронов сведены на конце (чер. 4а) с прорезами для вклейки картонных боковых ободков (4 б). Прорезы, чтобы не повредить концов, удобно сделать лобзиком.
Нервьюры состоят из двух картонных палочек (3 Г) и деревянных распорочек. Палочки вырезываются полосками шириною в 7 мм и длиною верхняя 183 нижняя 191 мм. из тонкого кантона или, если такового под руками не имеется из склеенной втройне чертежной бумаги. Распорочи (чер. 3 Б и Г 1, 2 и 3) выпиливаются лобзиком из 5 миллиметровой фанерной переклейки, на которой сначала намечается очертание нервьюры по чер. 3 Б целиком, а потом последняя распиливается на части. Очертание нервьюры строится так: проводится прямая длиною в 110 мм и делится на 9 равных частей по 20 мм и точках деления вверх откладываются отпечатки согласно цифрам, указанным в соответствующих делениях на чер. 3 Б снизу и сверху нервьюры, принимая, однако, во внимание нервьюры (т -е. распорок с полками) Поэтому если, например, толщина каждой полочки равна 1 мм, то в делениях придется откладывать:
№ 1 № 2 Л» 3 не 1 и 11 3 и 14 4 и 16 мм и т. д., а вместо этого 2 и 10 4 и 13 5 и 15 мм и т. д., т.-е., увеличивая нижний ряд цифр на 1 мм и настолько же уменьшая верхний ряд. Полученные и дадут требуемые очертания полочек, соединенных вместе так, как они расположены в собственной нервьюре. Выпилив и разрезав их по чертежу 3 Б. можно пользоваться каждой полочкой, как шаблоном, по которому изготовить и остальные 27 шт., всего требуется по числу нервьюр 3Х10 30 шт. Для двух предпоследних (с краев) нервьюр в средней полочке (отмеченной на чер. 3 Б цифрой 2) придется сделать еще прорезы, чтобы пропустить раскосики т. п. (чер. ЗА).
Для облегчения изготовления нервьюр весьма удобно пользоваться шаблоном (чер. 3 В), выпиленным из доски (размеры на чер.). На доске прочерчивается прямая аб длиною в 180 мм (равная ширине крыла, т.-е. длине нервьюры), и над нею, описанным выше способом, наносится очертание нижней поверхности нервьюры по чер. 3 Б. Если теперь сделать в доске вырез по кривой, то и получится изображенный на чер. 3»В шаблон, весьма облегчающий изготовление нервьюр, заключающейся в следующем: на шаблон накладывается более короткая полочка 18 мм и к ней приклеиваются строго по чер. 3 Б три распорочки, оставляя между ними промежутки «п» и «з» по 6- мм - для лонжеронов. Поверх распорок наклеивается верхняя полочка (183 мм) и, обвязав осторожно нервьюру с шаблоном ниткой, дают просохнуть минут 10, после чего снимают и приступают к изготовлению следующей. Для склейки нервьюр клей (столярный) должен быть погуще, чтобы быстрее схватываться.
Раскосики вырезаются из сосновых (или ясеневых) реек в виде брусков толщиною в 5 мм, шириною в 8 мм и длиною по чертежу 3 Е, четыре коротких и два длинных. К лонжерону они подклеиваются посредством сосновых бабышек (3 Ж) призматической формы толщиною в 8 мм.
Боковые ободки вырезаются по чертежу 4 б из картона (толщ. в 1 мм) или из склеенной вчетверо чертежной бумаги.
Передний и задний ободки представляют собой полоски чертежной бумаги, длиною в 840 мм и шириною в 40 мм.
Заготовив все части крыла, можно приступить к его сборке, руководствуясь чертеж. 3 А. Наметив предварительно карандашом на лонжеронах те места, к которым должны быть приклеены нервьюры, нанизывают осторожно последние, подклеивая каждую клеем (погуще) и закрепляют тоже на густом клею бабышками распорочки. После этого вклеиваются в прорезы лонжеронов носки и хвостики крайних нервьюр, боковые ободки и, наконец, передняя и задняя кромки крыла обклеиваются соответствующими ободками. В собранном виде часть крыла изображена на чер. 4в.
По просушке, остов крыла обклеивается по нервьюрам и ободкам с обеих сторон плотной обыкновенной бумагой (писчей). Требуемая для обклейки вырезка получится очерчиванием карандашом контура крыла, положенного на бумагу. По размерам обе вырезки - и верхняя, и нижняя - могут быть одинаковы. Обтянутое с обеих сторон крыло, вторично обклеивается по ободкам полоской (15 - 20 мм) тонкой бумаги.
Основными частями остова руля высоты являются - длинная поперечная ясеневая или сосновая балочка «а», вклеиваемая в соответствующий вырез в трубе хвостовой части фюзеляжа, и сквозная балочка «б», проходящая сквозь стенки той же трубы. По концам обе балочки сходят на конце и имеют такие же вырезы, как и у лонжеронов крыльев, для вклейки ободков «т» которые, как и палочки «п», изготовляются из того же материала, что и боковые ободки крыльев.
Заготовив все части, вырезывают в трубе гнездо для балочки «а» (5X8 мм) и окна для балочки «б» (5X5 мм), в которые и вклеивают густым клеем обе балочки. После просушки вставляют в прорезы на клею ободки «т» и оклеивают обе балочки сверху и снизу вдоль трубы палочками «п» (4 шт.). Затем, остается затянуть руль глубины сверху и снизу обыкновенной бумагой и окантовать узкими бумажными полосками (как крылья). Во избежание коробления лучше оклеивать каждую половину руля двумя отдельными кусками бумаги, сведя шов над балочкой «а».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.