ДАЛЕКО НА ВОСТОКЕ, где сливаются два океана - Индийский и Тихий, резким углом вдается в море длинный полуостров - это Корея – «Страна утреннего спокойствия».
За спиною ее лежат сухие, возвышенные плоскогорья Монголии и Восточной Сибири. Перед лицом ее плещут свои высокие волны - два великих океана, и это создает особые климатические условия для Кореи.
Зимой сильно охлаждаются плоскогорья Азии, воздух над ними густеет и гонит холодные ветра на юг, к морю через Корейский полуостров. Наоборот, летом безводные пустыни Азии сильно накаляются; воздух над ними нагревается, становится легким, поднимается кверху и на его место тянется более тяжелый и влажный воздух с моря. И опять над Кореей проносится, теперь уже в обратном направлении, прохладный, морской ветер. А с мая по сентябрь страшные «тайфуны» свирепствуют над Кореей, рвут с корнем целые рощи деревьев и бросают на берег желтоватые волны Японского и Китайского моря.
Так круглый год непрерывно бушуют над Кореей бури и ветра, и только по утрам, на рассвете, бывают короткие минуты полного спокойствия. Это и дало повод туземцам назвать свою страну «Страной утреннего спокойствия».
ЕЩЕ В XVII ВЕКЕ на географической карте, составленной иезуитами в Пекине, Корея была покрыта рисунком слона. Это значило, что составители карты ровно ничего не знают об этой стране. А между тем, корейская история насчитывает около 4.000 лет. Изобретение корейского алфавита относится к 1.440 году, но вообще письменные знаки для выражения звуков корейцы употребляли уже 2.000 лет тому назад. Между прочим, корейский алфавит гораздо проще и совершеннее китайских иероглифов, и очень жаль, что впоследствии возобладала в Корее китайская письменность. Насколько велика была древняя культура Кореи, показывает тот факт, что в начале XV века в Корее производилась отливка медных, подвижных букв.
Таким образом, в изобретении книгопечатания корейцы опередили не только Европу, но и Китай.
Что касается системы счисления, то она целиком заимствована у китайцев и очень сложна. В большом ходу у корейцев счеты.
В последнее время культура в Корее сильно упала. Учение идет плохо, школ очень мало, и они бедны. Грамотность населения очень низка, хотя наука всеми корейцами очень почитается. Книги и все печатное пользуется таким уважением, что считается большим грехом - ступить на книгу ногой. Самым почетным званием в Корее считается титул «уча» - ученый, мудрец.
Из общего количества детей школьного возраста только 10%, да и то принадлежащих к высшему классу, имели возможность посещать школу.
Раньше в корейской школе учили, главным образом, китайской грамоте, но в последнее время японцы проводят свое влияние, а вместе с тем проникает и европеизация, и теперь в нескольких городах открыты школы, где учат европейским языкам, арифметике, географии, физике и пр.
Начало проникновения европейцев в Корею следует отнести к 90 годам прошлого столетия. До этого времени Корея вообще мало сталкивалась с европейцами. Впервые посетили Корею голландские моряки в 1627 году. Затем в ней бывали, главным образом, англичане. Но лишь в 1876 году был заключен первый договор с иностранцами, и только в 1883 году состоялось открытие порта Чемульпо для международных сношений.
БОЛЬШИНСТВО населения в Корее (до 70%) занимается земледелием, которое в Корее искони пользуется почетом. Даже дворяне (ян-бани), которым закон «запрещал всякий труд» кроме военной и чиновничьей службы, могли заниматься земледелием без утраты своего дворянского достоинства. Крупных землевладельцев в Корее нет, хозяйства в ней небольшие, и всякий крестьянин обычно сам при помощи своей семьи ведет незавидное хозяйство.
Прилежание и трудоспособность корейского крестьянина поразительны. Крестьянство очень бедно, земледельческих орудий у него почти нет, рабочего скота - тоже, и землю крестьянин возделывает по большей части заступом или мотыгой и киркой. Более состоятельные пашут неуклюжей сохой, запряженной волами.
Жизнь крестьянина целиком зависит от урожая, а рис требует большого ухода, так как он должен во время получить влагу. Недаром корейцы приветствуют друг друга фразой: «Да оросит вас дождь, добрые люди».
Неурожаи и недороды в Корее очень часты, и потому там голод - обычное явление.
Корейский крестьянин живет в деревянной лачуге, крытой соломой. Мебели в ней нет никакой, на полу лежит тонкая циновка, на стене висит круглая коробка для шляпы. Вечером ставится вонючая - масляная или керосиновая - лампа на высокой подставке. Вот и все убранство корейской, крестьянской избы. Окон в ней нет, свет пробивается днем сквозь бумажные, низенькие двери. Это не то, что дворцы корейской знати в городах - там это хорошо обставленные, удобные дома. В Сеуле существует даже особый квартал богачей – «Та-баньколь»,
состоящей из 12 улиц, запираемых на концах крепкими воротами. Во время народных волнений такой квартал превращается в неприступную крепость.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.