«Летающа пушка»

В Пронин| опубликовано в номере №331, июль 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще во время мировой войны 1914 - 1918 годов авиаторы воюющих держав, стремясь сделать бомбометание наиболее метким, пытались применить сбрасывание бомб с пикирующего полета. Но воздушные аппараты того времени были слишком хрупкими. Они не выдерживали большой перегрузки, связанной с длительным пикированием самолета, и не могли поднимать бомбы большого калибра.

Практически эта задача была разрешена много позже. С 1927 года некоторые страны начали производить опыты бомбометания с пикирования. А в 1931 году в Соединенных штатах Америки, на маневрах, впервые была проведена бомбардировка кораблей с пикирующих самолетов.

Война в Испании, а затем и германо - польская война 1939 года показали, что новый метод воздушной бомбардировки можно широко применить. Известно, например, что линкор мятежников «Эспанья» был потоплен двумя бомбардировщиками, атаковавшими его с пикирования.

В первый же день германо - польской войны, 1 сентября 1939 года, эскадрильи германских пикирующих бомбардировщиков совершили налеты на важнейшие стратегические пункты и промышленные центры противника. С одинаковым успехом они уничтожали не только крупные объекты: заводы, аэродромы, скопления войск и железнодорожные узлы, - но и такие трудно уязвимые цели, как мосты, долговременные огневые точки (ДОТ) и штабы.

Военная пресса всего мира заговорила об успешных действиях пикирующих бомбардировщиков. Союзники, не имевшие таких самолетов на вооружении своих воздушных флотов, срочно заказали эти машины различным авиационным фирмам.

Еще шире применяются пикирующие бомбардировщики на западном театре нынешней войны в Европе. По немецким данным, с 9 апреля по 3 мая германская авиация потопила и вывела из строя более 80 военных и вспомогательных кораблей союзников. Прямыми попаданиями бомб за это время были повреждены 6 английских линкоров (в там числе новейший из находившихся в строю линкор «Родней») и выведены из строя 3 авианосца, около 20 тяжелых и легких крейсеров, более 10 эсминцев, несколько подводных лодок и большое количество военных транспортов. Среди потопленных кораблей имелись и корабли, специально предназначенные в английском флоте для борьбы с авиацией противника.

В Бельгии, а позднее и в Северной Франции эскадрильи немецких пикирующих бомбардировщиков и истребителей совершали непрерывные высотные полеты в глубину расположения противника, бомбардировали форты, крепости, аэродромы, броне танковые и артиллерийские части, взрывали склады боеприпасов, разрушали коммуникации союзников.

Во многих случаях пикирующие бомбардировщики вызывались срочно по радио и действовали вместе с тяжелыми, 35 - тонными танками. Они прокладывали путь механизированным частям. Иностранные наблюдатели, описывая подобные действия, рассказывают, что» это был «сокрушительный и стремительный натиск стальных волн».

В чем же преимущества бомбометания с пикирования?

Обычно при бомбардировках бомбы сбрасываются с самолета, совершающего горизонтальный полет. Этот классический способ бомбометания имеет, однако, недостатки. Огонь, зенитной, артиллерии заставляет атакующий самолет держаться на большой высоте и лететь на большой скорости. Высота и скорость. отрицательно влияют на меткость бомбометания с горизонтального полета. Бомбы рассеиваются на большой площади и лишь в небольшом количестве попадают в цель.

Только бомбометание с пикирования, т.е... почти вертикальная атака самолета на цель, позволяет сочетать меткость попадания с наибольшей разрушительной силой бомбы.

Как же действует пикирующий бомбардировщик?

Укрываясь за облаками, атакующий самолет незаметно подходит к цели на высоте 5 - 8 тысяч метров. Перед целью самолет снижается, и летчик с высоты 4 - 5 тысяч метров направляет нос самолета к земле под углом 60 - 90 градусов к горизонту, что и называется пикированием. Самолет при этом уподобляется «летающей пушке», готовой выбросить свой снаряд на цель в момент стремительного приближения к ней. Его можно сравнить также со снарядом, управляемым во время полета. Траектории полета самолета и бомбы при пикировании почти совпадают. Бомбы, таким образом, приобретают меткость, необходимую при поражении небольших, но очень важных военных объектов и движущихся целей.

Сбрасывание бомб и выход самолета из пикирования производятся со средних (1000 - 5000 метров) и чаще всего с малых высот (400 - 600 метров). Такое приближение атакующего самолета к цели позволяет ему не только бомбардировать, но и одновременно обстреливать ее из пушек а пулеметов.

Пикирование продолжается считанные секунды. Самолет с огромной скоростью, почти отвесно летит к земле. Это такая стремительно мчащаяся мишень, что поразить ее огнем зенитной артиллерии или пулеметов очень трудно.

При бомбометании с горизонтального полета начальная скорость падения бомбы равна нулю. Бомба, сброшенная пикирующим бомбардировщиком, уже имеет начальную вертикальную скорость падения, равную скорости самолета. Конечная скорость ее - а стало быть, и пробивная способность - гораздо выше чем при обычном бомбометании. Существуют также бомбы с реактивными двигателями, которые сообщают бомбам добавочную скорость, делают их необычайно меткими и повышают разрушительную силу взрыва.

Таким образом, пикирующий бомбардировщик становится как бы универсальным артиллерийским орудием, способным вести огонь по мелким, узким, но крайне важным военным объектам, даже если они хорошо защищены зенитной артиллерией.

Иностранные военные обозреватели считают пикирующие бомбардировщики одним из самых мощных и наиболее эффективных наступательных средств в современной воздушной войне.

Сейчас пикирующие бомбардировщики строятся во всех странах, имеющих развитую авиационную промышленность.

Германия, одной из первых начавшая применять бомбометание с пикирования в боевой обстановке, имеет несколько типов одномоторных и двухмоторных пикирующих бомбардировщиков. Наиболее распространены одноместный пикирующий бомбардировщик «Хеншель - 123» и одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик «Юнкерс - 87».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены