Почему процветает безвкусица

Владимир Коскин| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Требовательность к музыке! Продукция современной музыкальной «индустрии» не может быть усвоена без нашей глубоко личной, но обязательно компетентной оценки. Но откуда ей быть, если мы сами во многом воспитанники продукции современной музыкальной «индустрии»?.. Давайте попробуем порассуждать... Что за песенный поток нам предлагают композиторы и исполнители? Сладкие стенания по поводу несостоявшейся или состоявшейся любви. И зачастую полное отсутствие сколь-нибудь значимого общественного содержания! Если добавить к этому, что мелодический рисунок, как правило, маловыразителен, то получается, что все содержание сводится к одному лишь ритмическому «забою». И этот грохот отнюдь не безобидное явление! Имеются совершенно достоверные научные данные о том, что повышенная громкость исполнения песен ведет к утрате слушателями значительной части тонкой информации, которую до того хранил их мозг.

Разрушение содержательности песен, превращение текста лишь в гарнир к танцевальной музыке – главная беда эстрадной песни.

Я давно занимаюсь коллекционированием пластинок. Во время прослушивания некоторых песен просто оторопь берет. И этих «некоторых» песен слишком много. Вот, например, очередной гигант ансамбля «Лейся, песня». О чем поют? Судя по

названиям песен, здесь мы имеем дело со сплошной сказочной мифологией: «Гадалка», «Кентавры», «Ведьма-речка», «Сивка-бурка»... А вот и песня, давшая общее заглавие пластинке:

Был древний мир на наш похож не очень,

И даже круглой не была Земля,

А просто три кита тогда сквозь дни и ночи

Куда-то Землю плоскую везли.

Припев вообще «гениальный»:

Нравится такая мне планета, нравится

И песни петь об этом нравится,

Танцуя весело с тобой.

Уму непостижимо, как такое можно сочинять и петь. По-моему, здесь имеют место авторская непринципиальность и невзыскательность.

Хорошо, что у нас есть Д. Тухманов, М. Таривердиев, часто тяготеющие к высокой поэзии. Нельзя не вспомнить «Ариэль» и последнюю их антивоенную рок-сюиту «Утро планеты» – музыка А. Морозова. Весьма интересно и плодотворно работает Алексей Рыбников: талантливая музыка плюс истинная поэзия (Пабло Неруда – «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты»; Андрей Вознесенский – «Юнона» и «Авось») – вещи настоящего, не сиюминутного успеха. Явлением на эстраде был и остается Булат Окуджава.

Ностальгия по настоящему поэтическому слову – вот что мучает современного слушателя музыки.

Полагать, что в легкой музыке могут быть скидки на бездумность, нельзя. Требования должны быть высокие, как к песне развлекательной, так и к песне гражданской. У любого человека, когда он слышит песню, даже если танцует под нее, текст отпечатывается в сознании. Поэзия нужна. Настоящая!

«Что поют?» – проблема огромной общественной значимости. Ситуация, при которой значительная часть моих сверстников и ребят помоложе способны под музыку лишь «балдеть» и вместе с тем не помнить, не знать слов ни одной достойной песни, – это весьма тревожная ситуация, о которой надо говорить в полный голос. Пустую по содержанию песню запретом не изгонишь. Важно противопоставить ей песню, опирающуюся на лучшие традиции народной культуры. Но не слепо копируя старые образцы, а творчески трансформируя их, как это делают, например, «Песняры», как делают это лучшие из наших современных композиторов и самодеятельных авторов.

Мне больно видеть на проводимых мною дискотеках ребят и девчонок, у которых начисто атрофировался музыкальный вкус (речь, конечно, не о всех), они почти агрессивно воспринимают, например, романсы на стихи А. С. Пушкина о любви. А вдруг эти парни и девчонки уже не могут любить – закрадывается сомнение...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клуб «Музыка с тобой»

Как начинались вальс и танго