Ленинград - Гамбург

В Фейгин| опубликовано в номере №124, апрель 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОГРОМНЫЕ краны похожи на живые существа. Проворно двигаются они от грузового отделения парохода «Рошаль» к складу Ленинградского порта, схватывают железными руками тюки весом в тонну, подымают кверху и бережно опускают к подножью парохода.

Этот кран в минуту производит такую работу, которую не смогли бы произвести в час двадцать человек.

Погрузка поэтому идет быстро, и к вечеру «Рошаль» готов к отплытию. Рейс его Ленинград - Гамбург. Гудок, и «Рошаль» двигается. Через Неву и Финзалив попадает в Балтийское море, а к утру огибает финляндскую зону - остров Гогланд и эстонскую - остров Ротшер.

Капитан Зуденко

На пароходах скучно обычно, но на «Рошале» не скучно. Капитан «Рошаля», тов. Зуденко, очень оригинальный и бывалый человек. Около пары десятков лет назад вошел он в революционное движение, работал в ряде стран, был в Австралии однажды приговорен к смертной казни, но выкрутился. Старый моряк, он избороздил водные пространства всего земного шара, рассказы его настолько интересны, что часы в его капитанской каюте проходят незаметно.

Кто хочет получить представление о Зуденко, пусть прочтет рассказ Константина Паустовского «Капитан - коммунар».

«Я буду рад, - писал Паустовский, - если эти строки прочтет капитан - коммунар, долго плававший на американских пароходах, организатор коммунистического восстания в городе Брисбэне в Австралии, журналист и ярый поклонник Бабеля, плавающий сейчас в полярных морях»...

Он сутул, неуклюже вежлив и никогда не снимает своего шотландского кепи. Когда он ходит (по его словам «мотается»), то половицы в комнате гнутся, как на палубе паршивенькой шхуны... Его исключали из всех мореходных школ за буйство и «анархизм». Его выгоняли с норвежских шхун за то, что он «менял» профили шкиперов - легендарных шкиперов, носивших в кармане револьвер и бутылку виски и кормивших матросов после аврала солониной с червяками... Его выгоняли с сахарных плантаций в Австралии, где он рубил тростник, за то, что вызывал на бокс надсмотрщиков за каждый пинок ногой цветному рабочему и сворачивал надсмотрщикам челюсть на третьем ударе. И, наконец, президент Гьюз изгнал его из Австралии за организацию в Брисбэне «коммунистического восстания», за протест против формирования отрядов для борьбы с Советской Россией (это были годы интервенции). Гьюз сказал его жене:

- Вашего мужа, сударыня, надлежит повесить. Но Австралия гуманна, и я приказал выслать его в распоряжение представителя истинной русской власти - генерала Деникина.

На деникинскую виселицу его везли через экватор, тропики, океаны, душные и синие, как тяжелое африканское небо. Он переменил 22 тюрьмы. В тюрьме бомбейское он потерял все зубы от цинги, его кормили 2 недели соусом кари - острым, как едва разбавленная азотная кислота. В Константинополе за два часа до отправки в Одессу он бежал. Потом он опять попался, сидел в Лондонской тюрьме, изображал из себя норвежского кока, полуидиота и чуть не «понюхал веревки, смазанной марсельским маслом». И этот человек писал.

Он редактировал в Австралии морскую газету. Он писал в газетах СССР, и я до сих пор помню его рассказ о зелено - черном от плесени дождей Копенгагене, о мрачной жизни парусных шхун, о том, как надлежит подымать на мачтах красные флаги и брать за горло арматоров - судовладельцев, о блудных душах пасторов, о тюрьмах его величества короля Великобритании, где арестантам говорят «мистер», но кормят их тестом, от которого делается заворот кишок, о «революции на морях».

Таков тип капитана Зуденко. Рассказы его сочны, интересны - пером не передашь. Интересуется он самыми различными областями знания. В свободное время рейса Ленинград - Гамбург он изучал, например, книгу Морозова «Христос». Потом выходил, как ошпаренный, на капитанский мостик, давал команду и восторженно делился прочитанным.

Киль

На море белые ночи. В девять часов солнце бродит еще по небу. «Рошаль» приближается к Нильскому каналу. На море оживление. Кругом суда. Одни встречные, другие параллельно идущие.

Вот шведское судно, перевозящее с германского на шведский берег поезд с пассажирами: «Берлин - Стокгольм, беспересадочное сообщение».

Вот и Киль. Многочисленные огни. Это порт, где в 1918 г. моряки подняли знамя революции. Здесь Шейдеман увещевал матросов не быть слишком требовательными, ограничиться провозглашением демократической республики и не помышлять о советах.

А другой, «социал - демократ» Эберт, и это требование Шейдемана счел чересчур радикальным и разругал его за то, что тот не настаивал на сохранении монархии.

«Рошаль» останавливается. Толстый немец, начиненный, по выражению Зуденко, сосисками, брюхом по лестнице вползает на пароход.

Это лоцман, который должен провести пароход по каналу до Эльбы. Кругом пароходы - гиганты, перед ними «Рошаль»

кажется ничтожным суденышком. Вот английский пароход. На борту франтоватая группа командного состава, дальше бельгийский, потом шведский - пароходы всех наций, всех государств.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены