Ленин. Октябрь. Молодежь. Часть вторая

Владимир Десятерик| опубликовано в номере №1197, апрель 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

16 августа в речи на заседании Московского комитета РКП(б) Владимир Ильич говорит об организации групп, сочувствующих Коммунистической партии, и подчеркивает: «Чувствуется большой недостаток сил, а в массе силы есть, силы, которые можно использовать. Надо оказать большое доверие рабочей массе и суметь черпать оттуда силы. Меры для этого: привлечение к партии сочувствующих из молодежи, из профессиональных союзов... Молодежь надо брать из рабочей среды, так, чтобы был контроль рабочей массы... На место старых надо дать новые силы – молодые».

20 августа Владимир Ильич знакомится с заявлением вдовы земского врача, погибшего во время борьбы с эпидемией сыпного тифа, А. Л. Шатерни-ковой, обращается к наркому финансов Н. Н. Крестинскому и рекомендует оперативно рассмотреть ее просьбу об оказании содействия в получении из Московского банка денег, отпущенных земством после смерти мужа на воспитание детей.

28 августа Владимир Ильич выступает с речью на I Всероссийском съезде по просвещению, в которой высоко отзывается о роли народного образования для строительства новой жизни. Слушавший ленинскую речь А. В. Луначарский вспоминал позднее: «Я тогда заметил Владимиру Ильичу: «Уж очень вы крепко насчет школы сказали, пожалуй, чересчур», – и получил ответ: «Я хотел этим сказать, что воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией».

Характерно, что в этом выступлении В. И. Ленин, отвечая на упреки в том, что-де Советская власть строит классовую школу, развенчивает ханжеский характер школьного образования в эксплуататорском обществе, выводит прямую связь между воспитанием молодого поколения в буржуазном духе и империалистическими войнами.

В. И. Ленин подчеркивает, что наша школа является классовой, но она преследует интересы исключительно трудовых слоев населения. Она не может быть использована врагами трудового народа в своих целях. Освобожденная от цепей рабства народом, советская школа пойдет по пути социализма, братства и равенства.

Летом по предложению Владимира Ильича руководство строительством Каширской ГЭС было поручено Г. Д. Цюрупе. Перед этим назначением В. И. Ленин принимал Георгия Дмитриевича в Кремле. Вот какой разговор состоялся между ними. Г. Д. Цюрупа вспоминает: «Услышав от В. И. Ленина о намерении послать меня на строительство Каширской станции, я пробовал возражать, ссылаясь на молодость и недостаток опыта.

Выслушав мои возражения, Владимир Ильич улыбнулся, подумал и сказал:

– Молодость – не помеха в любом, даже очень ответственном деле. Важно, чтобы было желание взяться за это дело и выполнить его во что бы то ни стало, а также энергия и знания... Энергия и знания у вас, насколько мне известно, есть. А как насчет желания потрудиться на Каширстрое? Не спешите. Имейте в виду – задача не из простых. Трудности будут очень серьезные.

Я ответил, что желания работать у меня более чем достаточно, трудностей не боюсь.

– Тогда, – заключил беседу Ленин, – будем считать вопрос решенным. Желаю вам успеха».

Летом, проявляя заботу об установлении памятников в Москве выдающимся борцам всех народов, Владимир Ильич особо подчеркивает их значение для воспитания молодого поколения. «Нам нужно изобразить и Марата, и Дантона, Бабефа, Бакунина и многих других революционеров старых времен, – говорил он в беседе с В. Д. Бонч-Бруевичем, – чтобы наши экскурсии по Москве, которые мы будем постоянно устраивать и с рабочими, и со школьниками, переходя от памятника к памятнику, могли получать сведения из истории революционной борьбы, слушая рассказ о революционерах вот здесь, у подножья памятников».

16 сентября Владимир Ильич знакомится с письмом, написанным Григорием Наумовичем 26 августа 1918 года от имени группы учащихся, которые просили В. И. Ленина прислать автограф. Молодежь заверяла своего вождя: «...Помните, что мы любим Вас, надеемся следовать Вашим идеям». Владимир Ильич тут же направляет ответное письмо «Григорию Наумовичу, для группы учащихся, интересующихся коммунизмом».

«Дорогие товарищи. Очень рад был получить ваше письмо, – пишет В. И. Ленин. – От души желаю вам быстрейших успехов в деле изучения коммунизма, усвоения его и перехода к практической работе в рядах Российской Коммунистической партии».

Владимир Ильич пристально следит за тем, как молодое поколение усваивает марксистскую науку. В одном из докладов Н. К. Крупской передается ее разговор с В. И. Лениным об изучении марксизма в Свердловском университете. «Я читала отчет Свердловского университета, в котором рассказывалось, с каким увлечением студенты изучают теорию стоимости. Рассказывалось там, как студент, проспоривши всю ночь, как надо определять, что такое стоимость, до такой степени обалдел к утру, что выскочил на улицу, схватил какого-то прохожего и стал спрашивать, как он определит, что такое стоимость. Когда я рассказала это Владимиру Ильичу, он говорил о том, что это не марксизм, что при изучении Маркса гнаться лишь за точностью определений, формулировок по всем правилам науки, уходить в детали не следует. Главное при изучении марксизма – это понимание духа марксизма, понимание основных идей, умение приложить марксизм к действительности».

Ранее 18 сентября Владимир Ильич, еще больной после ранения, у себя на квартире в Кремле принимает группу работников культуры – коммунистов, около пятнадцати человек. В. Брюсов во время этой встречи показал В. И. Ленину только что сверстанный сборник стихов замечательного русского поэта-песенника Ивана Сурикова, подготовленный к выпуску в Госиздате. Полистав сверстанную книгу, Владимир Ильич на первой странице увидел стихотворение «Детство» и прочитал из него начальные слова:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной... – Нашим поэтам нужно бы научиться так писать о детях и для детей, – сказал он. – А бумага-то для такой книги, особенно для детей, не годится...

23 сентября Владимир Ильич подписывает постановление Совнаркома о создании на местах Фонда детского питания и об ассигновании Народному комиссариату здравоохранения пятидесяти миллионов рублей на организацию столовых и питательных пунктов для детей.

Ранее 29 октября Владимир Ильич присутствует на концерте в Колонном зале Дома союзов, организованном бюро по созыву Всероссийского съезда союзов рабоче-крестьянской молодежи. В воспоминаниях Е. Я. Драбкиной сообщены подробности организации и проведения этого вечера. Чтобы собрать дополнительные средства для проведения съезда, рассказывает Е. Я. Драбкина, наше Оргбюро затеяло «коммерческое мероприятие»: оно сняло Колонный зал Дома союзов и устроило там концерт. Финансистами мы оказались аховыми, и ничего, кроме убытков, из этого дела не получилось. Но в последний день, видя, что три четверти билетов остались непроданными, мы распределили их бесплатно по районам среди рабочей молодежи. Зал был набит битком. Большинство пришедших юношей и девушек впервые попали в этот зал дворянского Благородного собрания, как назывался раньше Дом союзов. Каков же был наш всеобщий восторг, когда к концу первого отделения на концерт пришел Владимир Ильич! В антракте Ильича обступила молодежь. Сначала шел долгий разговор, а потом мы устроили хоровод... Принял участие в игре и Владимир Ильич.

В конце беседы Владимир Ильич спросил, что это за концерт, кто его устроил, с какой целью. Не скрою: мы были смущены, но рассказали всю правду. А дня два спустя нас вызвали в ЦК партии и вручили нам чек на получение дополнительной суммы денег на созыв Первого съезда комсомола.

29 октября. Поскольку после ранения Владимиру Ильичу были запрещены частые публичные выступления, он не смог прибыть на открытие первого Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи. Но ленинское напутствие было передано делегатам. Газета «Правда» сообщала 2 ноября 1918 года: «На съезд прибыла т. Кржижановская, представительница Комиссариата Просвещения, приветствовавшая съезд от именит. В. И. Ленина...»

Делегаты съезда на своем первом заседании принимают первое решение – избрать В. И. Ленина почетным председателем съезда. Владимиру Ильичу была направлена записка с просьбой принять нескольких представителей съезда.

«Съезд постановил, – читаем в воспоминаниях одного из делегатов, – послать к нему делегацию для того, чтобы познакомить Владимира Ильича с организацией нашего всероссийского объединения...»

1 ноября Владимир Ильич пишет записку в Управление имуществами московских народных дворцов с предписанием удовлетворить просьбу отдела детских домов Наркомсобеса. Ленинское распоряжение дано на письме заведующей отделом детских домов Наркомсобеса А. И. Ульяновой-Елизаровой, в котором содержалась просьба выделить подушки, одеяла и белье для нужд детских приютов, эвакуируемых в связи с голодом из Москвы в хлебородные губернии. Требовалось – 600 штук простыней, 600 штук наволочек, 1200 штук полотенец, по 120 штук байковых одеял и подушек. Предписание В. И. Ленина было выполнено.

4 ноября Владимир Ильич беседует с делегацией I Всероссийского съезда союза рабочей и крестьянской молодежи. На встречу в Кремль пришли члены президиума съезда. В своих воспоминаниях участник этой встречи поэт А. И. Безыменский рассказал о том, как один из делегатов сообщил Ленину, что съезд постановил, чтобы Союз молодежи именовался коммунистическим.

В. И. Ленин ответил:

– Дело не в названии...

И когда у обескураженных таким ответом делегатов, с жаром отстаивавших на съезде это название, вырвалось:

– Но мы оправдаем его! – Ленин слегка задумался и, улыбнувшись, промолвил:

– Вот тогда будет хорошо...

Дело не в названии, не в словах. Надо быть на деле коммунистами. Таков был первый ленинский наказ посланцам от делегатов I Всероссийского съезда союза рабочей и крестьянской молодежи.

Далее А. И. Безыменский вспоминал: «Нельзя было не обратить внимание на то, что любое сообщение о каком-либо недостатке или вредном явлении воспринимается В. И. Лениным только с одной точки зрения: а что сделано для искоренения этого недостатка или зла? Наличие препятствия вызывало в нем немедленную реакцию – действовать!

Не хватает керосина в избе-читальне? Добудьте! Кто-то не выполняет советских законов? Сообщите, разоблачите, добейтесь снятия, ареста, наказания! Обнаружен враг? Скажите чекистам! Иные родители недопонимают значения Союза молодежи? Соберите их или пойдите к ним, докажите, вовлеките в общественную деятельность! Нет лодок? Найдите старые, почините, оборудуйте! Нужна помощь Совета депутатов? Идите в Совет! Нужна помощь партии? Идите в партийный комитет. Но действуйте, помогайте, информируйте, разоблачайте, советуйте, изобретайте, искореняйте, доводите все до конца!»

Другой участник этой встречи свидетельствовал: «К концу беседы с нами, длившейся около 10 – 15 минут, Ленин предложил нам пользоваться в любое время его помощью и библиотекой, в которой мы сможем найти, как он сказал, книги и, главное, журналы юношеского революционного движения на Западе, в особенности издания швейцарского и германского союза молодежи.

Затем Ильич присел за свой письменный стол и на отрывном листочке из блокнота черкнул несколько слов тов. Свердлову с просьбой оказать нам «наивозможное» материальное содействие из средств партии. Эта записочка Ленина принесла нашему Центральному Комитету десять тысяч рублей, которые были на первых порах достаточной суммой для союза».

5 ноября Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома о дополнении декретов «Об усилении детского питания» и о «Фонде детского питания».

6 ноября Владимир Ильич в речи о годовщине революции на VI Всероссийском Чрезвычайном съезде Советов подчеркивает: «...у нас есть теперь готовые кадры новобранцев, молодых крестьян, которых мы должны привлечь к работе, и они помогут нам довести дело до конца».

18 ноября Владимир Ильич подписывает мандат С. И. Мицкевичу на право вывоза Петроградских и московских детей из местностей, занятых белочехами. В документе дается предписание всем соответствующим учреждениям оказывать С. И. Мицкевичу помощь в обеспечении детей питанием, помещением, лечением и пр.

19 ноября Владимир Ильич пишет проект постановления Совнаркома о детских домах. В тот же день он подписывает постановление Совнаркома о порядке и сроке передачи детских домов (приютов) и подобных учреждений из ведения Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Нар-компроса.

7 декабря Владимир Ильич направляет следующую телеграмму Тамбовскому губисполкому: «Получил жалобу Ивана Богданова на арест его сына Владимира, 17 лет, больного бронхитом, за саботаж. Пересмотрите дело, проверьте болезнь, неопытность, молодость арестованного, особенно расследуйте, не были ли настоящими саботажниками 30 служащих земельного комиссариата, которые отказывались от работы, взвалив ее на Богданова. Результат проверки телеграфируйте».

25 декабря Владимир Ильич знакомится с письмом о необходимости трудоустройства вдов с детьми и оказания им помощи.

26 декабря Владимир Ильич шлет телеграмму Родниковскому исполкому Иваново-Вознесенской губернии, в которой просит объяснить, на каком основании Чрезвычайной комиссией этого города реквизируются личные книги у бывшего члена социал-демократической фракции III Государственной думы П. И. Суркова, проживавшего в то время в деревне Кутилове. К В. И. Ленин поступила от него жалоба. Возражая против перевода своей библиотеки в Родники, П. И. Сурков соглашался передать книги для обучения молодежи в своей деревне. К этому вопросу Владимиру Ильичу пришлось возвращаться еще несколько раз. И 10 января 1919 года судьба библиотеки была решена. Она перешла в ведение Родниковского отдела народного образования, а часть книг была возвращена владельцу.

26 декабря на имя Владимира Ильича нарком просвещения А. В. Луначарский направил телеграмму, в которой сообщал о возникших трудностях в работе школ в связи с занятием войсками школьных помещений. «Полномочия, данные армии, реквизировать безапелляционно учебные заведения приводят к выбрасыванию на улицу сотен детей и прекращению просвещения», – писал он и просил, чтобы при обсуждении вопросов по реквизиции школьных помещений были даны паритетные условия органам Наркомпроса и комиссиям улучшения быта красноармейцев. В разрешении этой острой в то время проблемы он неоднократно принимает участие и в последующие годы. Когда А. В. Луначарский говорил о ней в докладе на VII сессии ВЦИК 26 ноября 1920 года, Владимир Ильич среди своих записей о трудностях, стоящих перед советской школой, пометил также: «занятие военными».

27 или 28 декабря Владимир Ильич пишет записку Г. В. Чичерину о подготовке международной конференции для основания III Коммунистического Интернационала и список групп внутри социал-демократических партий, которые более или менее близко стоят к большевизму, где есть запись: «левые и молодые в Швейцарской с.-д. партии». С представителями революционной швейцарской молодежи у В. И. Ленина установилось тесное сотрудничество в период его последней эмиграции в годы первой мировой войны.

В декабре Владимир Ильич по телефону связывается ночью с дежурным Краснопресненского райкома партии. В это время дежурила секретарь райкома комсомола Е. Н. Логинова. Позже в своих воспоминаниях она так передавала состоявшийся тогда разговор с Владимиром Ильичем: «Возьмитесь-ка вот за какое дело: через два дня у вас должна быть беспартийная конференция. Так вот, – продолжает В. И. Ленин, – вам персонально поручается подобрать из членов Союза молодежи товарищей постарше и посерьезнее. Им поручить обойти завтра же все заводы, фабрики, мастерские, рабочие общежития, солдатские казармы, хорошо оповестить о конференции. С помощью партийных товарищей выявить всех, кто чем-нибудь недоволен, ворчит по поводу трудностей. Каждому такому рабочему или красноармейцу вручить пригласительный билет лично и убедить, чтобы пришел на конференцию. Сделаете?

– Сделаем, товарищ Ленин!..

– Ну и хорошо. Об исполнении сообщите дежурному в Совнарком...»

Комсомольцы сделали все, о чем просил Владимир Ильич.

В декабре Владимир Ильич навещал Н. К. Крупскую, отдыхавшую в лесной школе в Сокольниках на бывшей даче московского фабриканта. Интересуясь системой обучения и воспитания детей в этой школе, В. И. Ленин нередко высказывал суждения о тех или иных сторонах процесса воспитания детей и подростков в Республике Советов. В. Д. Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях передает, в частности, содержание одной из таких ленинских бесед. «...Почему в школах, везде и всюду, не пропагандировать обязательное насаждение деревьев, приурочив это дело к какому-нибудь дню, например, к Первому мая?.. Почему не воспитать в детях любовь к природе, к которой они всегда так чутки? Посмотрите, в Сокольниках, в школах на открытом воздухе, – ведь там детей невозможно отогнать от их уголков природы. Чего только они там не наделали? У них и животные, и растения, и птицы, и наблюдения над муравьями. Они издают собственные журналы, делают научные открытия и все так радостно, с таким энтузиазмом, что прямо не хочется уходить от них. Опыт сокольнических школ необходимо распространять везде и всюду. Посмотрите, как дети ухаживают за садом и парком, который отведен той школе, где живет Надежда Константиновна. Там не только никто не ломает деревьев – там стремятся поддержать каждое маленькое деревце, дать ему лучшие условия жизни, если оно почему-либо чахнет, насаждают новые деревья, все живут в общении с природой, радостные, довольные и веселые. И вот такими детьми должны быть все дети... В школах необходимо прививать все эти культурные привычки. Я повторяю, они перейдут в жизнь к новым поколениям в огромном расцвете, да и старое поколение они начинают перевоспитывать». И дальше Владимир Ильич высказывает свои сокровенные желания: «Так бы хотелось, чтобы наша Москва, да и все другие города были веселыми, радостными, солнечными, чтобы везде и всюду кипела жизнь, чтобы можно было отдохнуть рабочему и его семье после тяжелого трудового дня».

 

 

В конце 1918 или начале 1919 года

 

Владимир Ильич в статье «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов» высоко оценивает книгу Александра Тодорского «Год – с винтовкой и плугом», в которой описывается годовой опыт строительства Советской власти в Весьегонском уезде. В. И". Ленина особенно заинтересовало, как в уезде позаботились о том, чтобы не оставить «безработными» «купеческие руки», а побудить их «взяться за работу». В цитируемом В. И. Лениным отрывке говорится о привлечении советскими работниками к созидательной деятельности молодых представителей нетрудовых классов. «...В этих целях были призваны в исполком три молодых, энергичных и особенно дельных промышленника, Е. Е. Ефремов, А. К. Логинов, Н. М. Козлов, и... привлечены к созданию лесопильного и хромового (кожевенного) заводов, к оборудованию которых сразу же и было при-ступлено.

Советская власть не ошиблась в выборе работников, а промышленники, к чести их, почти первые поняли, что имеют дело не с «двухнедельными случайными гостями», а с настоящими хозяевами, взявшими власть в твердые руки». Далее в отрывке, который приводит В. И. Ленин, сообщается, что лесопильный завод уже работает и обслуживает всю потребность местного населения, а на заводе по выделке хрома идет установка оборудования, и его намечается пустить в ход через полтора-два месяца. Приведя эти факты, автор замечает: «Оборудование двух советских заводов «несоветскими» руками служит хорошим примером в том, как надо бороться с классом, нам враждебным».

Владимира Ильича обрадовала описанная А. Тодорским реальная картинка из настоящей гущи жизни. Она помогала преодолевать бытовавшие в то время среди преданных делу революции работников настроения пренебрежительного отношения к использованию буржуазных специалистов на всех участках народнохозяйственного строительства. И потому так восторженно отзывается В. И. Ленин о выводах автора книги: «Это превосходное и глубоко правильное рассуждение следовало бы вырезать на досках и выставить в каждом совнархозе, профоргане, в любом заводе, в земотделе и так далее. Ибо то, что поняли товарищи в захолустном Весьегонске, сплошь да рядом упорно не понимают советские работники столиц».

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены