Хроника
19 ноября Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома о реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР.
Не ранее 20 ноября Владимир Ильич вносит поправки в проект постановления Совнаркома «О московских высших государственных художественно-технических мастерских», подчеркивая необходимость усиления идейного воспитания будущих специалистов. В учебный курс училища В. И. Ленин рекомендует непременно ввести, во-первых, политграмоту и, во-вторых, коммунистическую пропаганду. Позже он заменяет в примечании к третьему параграфу проекта слова «на подготовительных курсах» на слова «на всех курсах». В окончательном варианте проект этого примечания формулируется следующим образом: «На всех курсах обязательно преподавание политической грамоты и основ коммунистического мировоззрения». Сохранилась записка А. В. Луначарского, в которой он сообщал В. И. Ленину, что отдел ИЗО Наркомпроса внес необходимое исправление в учебную программу училища. 18 декабря 1920 года Совнарком утвердил это постановление.
24 ноября Владимир Ильич ходатайствует перед руководителем хозяйственного аппарата Кремля и Домов советов А. П. Платоновым о переводе в более удобную комнату дочери А. А. Преображенского.
26 ноября Владимир Ильич среди нескольких тем, рекомендуемых для кинохроники, называет также следующие: «Материнские дома и охраны детства», «Дворцы, превращенные в детские дома». Руководитель кинофотоотдела Наркомпроса в тот же день заверил В. И. Ленина, что все «немедленно будет исполнено».
26 ноября Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома об уравнении в правах и льготах преподавателей и учащихся партийно-советских школ с преподавателями и учащимися рабочих факультетов.
29 ноября Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома об организации Московских высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), перед которыми ставилась задача готовить из молодежи художников высшей квалификации в области промышленной эстетики.
В ноябре под председательством Владимира Ильича состоялось совещание работников Наркомпроса и профессоров-коммунистов, где он выдвинул план незамедлительного изменения всей системы преподавания общественных наук в вузах. Было решено, в частности, начать ускоренную подготовку новой профессуры из среды партийной молодежи. Характерно, вспоминает М. Н. Покровский, что работу пересоздания личного состава высшей школы Ленин поставил на очередь, как только кончилась гражданская война, осенью 1920 года. Без коммунистического студенчества приниматься за эту задачу было делом безнадежным, а коммунистическая молодежь была на фронтах... Но подготовка академического молодняка – это была только одна сторона предложений Ленина на том совещании... Со свойственной ему бережливостью хорошего хозяина Ленин отнюдь не собирался расставаться навеки со старым аппаратом российских университетов. «Свяжите их твердыми программами, – говорил он нам, – давайте им такие темы, которые объективно заставляли бы их становиться на нашу точку зрения. Потребуйте, кроме того, от каждого из них основательного знания марксистской литературы... Уверяю вас, что, если они не сделаются ортодоксальными марксистами, они все же будут излагать такие вещи, которые раньше совсем не входили в программу их курсов, а уж дело студентов, под нашим политическим руководством, использовать этот материал, как нужно».
В конце 1920 года Владимир Ильич просматривает и исправляет корректуру первого издания речи «Задачи союзов молодежи», которую в конце года выпускало Государственное издательство двухсоттысячным тиражом в библиотеке Главполитпросвета.
Если сравнить текст брошюры с текстом, который публиковался еще в дни работы съезда в «Правде» (5, 6 и 7 октября), нетрудно заметить в нем довольно существенные изменения. В брошюре текст речи разбит на восемнадцать небольших разделов, каждому из них предпослан свой заголовок.
Один из ветеранов комсомола рассказал в своих воспоминаниях краткую историю создания этой первой брошюры с текстом ленинской речи: «Вскоре после съезда Госиздату было предложено выпустить речь Ленина отдельной книжкой. Была взята стенограмма речи, наскоро исправлена и послана в набор. Прошло несколько дней – книжки все нет. Прошла неделя, и в отделе печати ЦК комсомола, где я тогда работал, началось естественное беспокойство: места теребят, шлют запросы, а книжки нет как нет. Наконец, Илья Бойцов, которому поручили следить за выпуском, явился и поразил нас новостью: Ленин затребовал корректуру и будет сам ее править.
Действительно, Ленин, вообще не очень доверявший точности стенографических записей, на этот раз решил сам просмотреть текст, прежде чем его печатать. Это показывает, какое большое значение придавал Ленин этой речи, отрываясь для нее от важнейших дел».
1 декабря Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома о Государственном институте дефективнрго ребенка. Из письма А. М. Горького, отправленного 29 декабря 1925 года М. П. Павловичу, известно следующее: «Я слишком часто обременял его в те трудные годы различными «дела ми» – гидроторф, дефективные дети, аппарат для регулирования стрельбы по аэропланам и т. д. – великолепнейший Ильич неукоснительно называл все мои проекты «беллетристикой и романтикой»... Но иногда, высмеивая, он уже знал, что это не «беллетристика». Изумительна была его способность конкретизировать, способность его «духовного зрения» видеть идеи воплощенными в жизнь».
2 декабря Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома об изъятии опеки из ведения Народного комиссариата социального обеспечения. Находившиеся в этом наркомате детские учреждения были переданы Наркомпросу.
2 декабря Владимиру Ильичу направляет рекомендательное письмо Клара Цеткин. С письмом этим едет в Москву ее сын Максим. «Юноша внушил себе, – пишет Клара Цеткин, – что он хо чет работать врачом в Советской России... Работать, бороться. Все мои чувства и желания воплощаются в одной мечте: я надеюсь, что мой сын будет верой и правдой служить Советской России, революции. Он говорит по-русски и, кроме немецкого, хорошо владеет английским, французским, итальянским, имеет основательную подготовку в ряде областей». Надежды Клары Цеткин оправдались. Ее сын возглавлял построенную на средства Межрабпома в Краснопресненском районе столицы большую амбулаторию. Сотни рабочих ежедневно получали там квалифицированную медицинскую помощь.
5 декабря Владимир Ильич, поздравляя М. Н. Покровского с выходом его книги «Русская история в самом сжатом очерке», рекомендует: для того, чтобы превратить эту работу в учебник, нужно «...дополнить ее хронологическим указателем». И поясняет свою мысль: «1) столбец хронологии; 2) столбец оценки буржуазной (кратко); 3) столбец оценки Вашей, марксистской, с указанием страниц Вашей книги». И дальше В. И. Ленин добавляет: «Учащиеся должны знать и Вашу книгу и указатель, чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты, чтобы учились сравнивать старую науку и новую».
Между 21 и 29 декабря Владимир Ильич пишет проект резолюции VIII Всероссийского съезда Советов, где предлагает ввести изучение плана электрификации во всех без изъятия учебных заведениях республики. Н. К. Крупская свидетельствовала, что В. И. Ленин «...хотел, чтобы по-серьезному ставилось во всех учебных заведениях преподавание электрификации, и набросал даже целый план этой работы».
22 декабря Владимир Ильич в докладе о внешней и внутренней политике на УШ Всероссийском съезде Советов настойчиво призывает делегатов добиваться, чтобы каждая построенная электрическая станция «превращалась действительно в опору просвещения, чтобы она занималась, так сказать, электрическим образованием масс». Говоря о разработанном плане электрификации страны, он вновь подчеркивает: «Эта программа партии должна стать основной книжкой, которая должна пойти во все школы».
В конце декабря Владимир Ильич в письме Г. М. Кржижановскому предлагает разработать практический план кампании по электрификации. Одним из пунктов этой кампании предлагалось создание на базе электрических станций центров обучения, лекций, демонстраций и пр. Владимир Ильич рекомендует провести через эти курсы все население и добавляет: начав с молодежи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.