Хроника
Ранее 3 января с Владимиром Ильичей был согласован одобренный Наркомпросом проект Г. С. Долгорукова об организации зарубежной помощи русским голодающим детям.
Не ранее 14 января Владимир Ильич знакомится с докладной запиской межведомственной комиссии Наркомпроса по закупке продовольствия для детей Москвы и Петрограда. Среди мер, изложенных в записке, предлагалось подготовить и объявить «неделю голодных детей» с целью организации обмена в сельской местности товаров на продукты для детей. Владимир Ильич пишет на этом документе, обращаясь к А. Д. Цурюпе: «Неделю голодных детей во всяком случае подготовить, объявить и провести надо. Может быть, соединить ее с разверсткой и особой мобилизацией комбедов, Может быть, еще что-либо взять и сделать для детей? Надо бы».
Один из сподвижников В. И. Ленина, Н. А. Семашко, так говорил о трогательной, душевной заботе Владимира Ильича о детях в то суровое время: «Буквально все, что проведено в нашей стране в отношении детского населения, те меры, которые принимались в тяжелые годы блокады, в тяжелые годы гражданской войны, в тяжелые годы голода, – вспомните о всех детских карточках, цель которых была одна – пусть взрослые поголодают, пусть взрослые вынесут тягчайшие лишения, но все, что есть только, последний кусок хлеба, сахара, последний кусок мяса, все питание диетическое, последние остатки дадим детям, – все это было устроено по инициативе Владимира Ильича».
17 января Владимир Ильич в речи на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов особо подчеркивает: «...Передовые слои рабочих уже взялись за дело государственного управления, за дело строительства новой жизни. Мы знаем, что надо спускаться ниже, глубже, смелее брать но вые и новые слои. Они еще не обучены, они неизбежно будут делать ошибки, но мы этого не боимся. Мы знаем, что это создаст нам молодые кадры работни ков, вознаградит нас сторицей тем, что даст нам десятки молодых, более свежих сил. Нам неоткуда больше брать сил. Мы должны идти только вперед, брать середь дня молодых рабочих, ставить представителей пролетариата на все более и более ответственные посты».
Не позднее 17 января Владимир Ильич поручает В. Д. Бонч-Бруевичу достать все необходимое для детского праздника в лесной школе в Сокольниках, где отдыхала Н. К. Крупская. Позднее в статье «Как и что рассказывать школьникам о Ленине» Н. К. Крупская, коснувшись этого эпизода и подчеркнув, что у ребят не должно остаться впечатления, будто любовь Ильича к ним выражалась лишь в устройстве развлечений – елок, подарков и пр., добавляла: «Против елок он ничего не имел, но позаботился о посылке гостинцев ребятам на елку в конце 1918 г. потому, что ребята в то время очень плохо питались: сладкого и в глаза не видели, а больше «картошку жарили на воде», как рассказывал мне один мальчонка из лесной школы...»
18 января Владимир Ильич, выступая с речью на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, разоблачает лживость заявлений буржуазной школы о том, будто она стоит вне политики. Буржуазия «во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику», старалась свести его к тому, чтобы «натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников... исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности». И дальше В. И. Ленин провозглашает: «...Теперь ясно для всех, что это может сделать только школа социалистическая...» Он предостерегает учителей также от неумелого проведения в жизнь принципа связи школы с политикой. «..Дело перестройки школы, – подчеркивает В. И. Ленин, – дело трудное. И, конечно, тут бывали и сейчас наблюдаются ошибки и попытки принцип связи школы с политикой перетолковать и извратить в грубом и уродливом смысле, когда пытаются неумело внести эту политику в умы еще молодого подрастающего поколения, которому следует подготовиться».
19 января Владимир Ильич приезжает на елку к ребятам лесной школы в Сокольниках, присутствует на детском празднике и концерте. «Дети звали Ильича приехать к ним на елку, – вспоминает Н. К. Крупская. – Он обещал. Попросил Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича купить ребятам гостинцев побольше. Когда он ехал в тот вечер ко мне с Марией Ильиничной, дорогой напали на них бандиты... и угнали автомобиль. А мы в лесной школе поджидали Ильича с Марией Ильиничной и удивлялись, что они опаздывают...» По приезде В. И. Ленин был весел и общителен с ребятами, шутил с детьми, с интересом рассматривал пестро убранную елку.
25 января Владимир Ильич председательствует на заседании Совнаркома, где обсуждается проект «Декрета об учреждении Совета защиты детей».
Ранее 4 февраля Владимир Ильич, знакомясь с проектом «Декрета об учреждении Совета защиты детей», вносит поправку в первоначальный заголовок – вместо слова «обороны» пишет слово «защиты».
4 февраля Совнарком принимает отредактированный Владимиром Ильичем декрет «Об учреждении Совета защиты детей» из представителей комиссариатов просвещения, социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность оберечь в опасное, переходное время подрастающее поколение, Совет Народных Комиссаров настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей», – говорится в первом параграфе декрета. Председателем Совета назначался нарком по просвещению, а в его состав входили также представители от народных комиссариатов: социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда.
Совету было предоставлено право налагать вето через соответствующие народные комиссариаты на распоряжения ведомо! в, не входящих в Совет, «если таковые распоряжения ведут к явному ущербу для детей». Декрет определял как одну из важнейших государственных задач дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью, а равно эвакуацию детей в хлебородные губернии.
10 февраля Владимир Ильич знакомится с письмом С. Д. Корнильевой от 2 февраля 1919 года из Пензы, в котором содержалась просьба оказать помощь ее семье, ибо после смерти мужа, бывшего подпольщика М. М. Корнильева, она осталась с четырьмя детьми без средств к существованию. В. И. Ленин обращается с запиской к наркому социального обеспечения А. Н. Винокурову и зампредреввоенсовета Э. М. Склянскому, просит их по возможности оказать помощь.
10 февраля Владимир Ильич обращается со следующей телеграммой в Вологодскую ЧК: «Получил прошение детей Михайлова, больного, привезенного из больницы Северодвинская. Просят освободить. Сообщите ваше заключение». Несмотря на то, что у бывшего народного судьи Шлиссельбургского уезда Петроградской губернии П. И. Михайлова при обыске был обнаружен дневник с записями антисоветского содержания, 17 марта 1919 года он был освобожден за недостаточностью оснований для обвинения.
19 февраля Владимир Ильич в ответ на полученную им телеграмму от Кумысникова, Байманова и Рахимовой, в которой сообщалось, что комбед деревни Медяны распоряжается судьбой молодых женщин, «отдавая их своим приятелям, не считаясь ни с согласием родителей, ни с требованием здравого смысла», дает категорическое предписание Симбирскому губисполкому и Симбирской губчека: «Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить все население». Расследованиями были опровергнуты факты, содержащиеся в этой телеграмме, адресованной В. И. Ленину.
20 февраля Владимир Ильич подписывает постановление Совнаркома, которым определялся порядок перехода приютов и других детских учреждений из ведения Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Ранее 23 февраля Владимир Ильич пишет пункт проекта Программы РКП(б) о задачах партии в области народного просвещения, подчеркивает, что партия ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года «дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие разрушения этого господства». В принятой съездом Программе говорилось: «В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Среди ближайших задач, которые предстояло решать, на первое место Владимиром Ильичом поставлены: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 16 лет; осуществление тесной связи обучения с общественно производительным трудом; снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. VIII съезд РКП(б) принял эти разделы Программы.
Между 3 и 15 марта Владимир Ильич пишет записку заместителю наркома по военным делам и заместителю председателя Реввоенсовета Э. М. Склянсксму, просит удовлетворить ходатайство руководства третьего Петербургского педагогического института об освобождении в порядке исключения студентов этого института от призыва на военную службу ввиду острой нужды в учителях.
6 марта Владимир Ильич в телеграмме на имя Царицынского губисполкома спрашивает: «Некая Валентина Першикова, 17 лет, арестована будто бы за мой портрет. Сообщите, в чем дело». Получив разъяснение, из которого вытекало, что 4 марта был обнаружен в помещении жилотдела 3-го района исчерченный и разрисованный дочерью бывшего лесопромышленника, а ныне служащей жилотдела Першиковой портрет .В. И. Ленина, вырванный из брошюры с его краткой биографией, Владимир Ильич 8 марта дает указание председателю Царицынского губчека: «За изуродование портрета арестовывать нельзя. Освободите Валентину Першикову немедленно, а если она контрреволюционерка, то следите за ней».
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.