Глядя на репродукции этих картин, читатели, надеюсь, согласятся, что мы имеем дело с художником классического склада. Такая определенная характеристика может показаться рискованной, поскольку речь идет о художнике, едва ступившем за порог института. Но работы Гиви Агапишвили заслуживают, как нам кажется, именно такого определения.
Он традиционен в том смысле, что хорошо знает и усвоил то, что добыто многовековой историей изобразительного искусства. В портрете, как и мастеров прошлого, его интересует главное – внутренняя суть характера. Такое пристальное и глубокое внимание к «жизни человеческого духа» открывает путь к сложной композиционной картине. И не удивительно потому, что художник пришел к ней уже на заре своего творчества. Здесь, как и в портретах, он четко знает, чего хочет.
Картина «Кухня» отчетлива по композиции и строга по живописи. Спокойствие, в ней заключенное, открытое любование материальностью вещи, ее формой, объемом могли бы напомнить «старых голландцев». если бы не ярко выраженный национальный колорит. Кроме традиций грузинского искусства, выраженных с тонким поэтическим изяществом, здесь можно увидеть крепкую и благодатную школу учителя молодого живописца – народного художника СССР Уча Джапаридзе, умеющего передать весомую значимость простой жанровой сцены.
Молодой живописец отдал дань благодарности учителю в групповом портрете «Уча Джапаридзе с учениками». Художник поставил перед собой нелегкую, быть может, наиболее трудную в живописи задачу – показать процесс размышления. В остановленном живописцем мгновении передано и то, что предшествовало ему, и то, что должно последовать дальше. Психологическое состояние молодых художников, вдумчивое, умудренное жизнью лицо старого мастера – все это так же выразительно, как и скупо отобранные детали: нетронутая белизна загрунтованного холста, палитра, этюд женского портрета на мольберте, и – как символ искусства – фигура Ники Самофракийской. Художник (он изобразил себя в левом углу картины) как бы ввел нас в круг своих героев и приглашает к размышлению вместе с ними – к размышлению о творчестве...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.