В прошлом году высокие спортивные и футбольные российские чиновники с оптимизмом в голосе и блеском в глазах докладывали Президенту страны о светлом будущем отечественного футбола. Однако не прокатило. В.В. Путин поинтересовался, сколько раз российские футболисты участвовали в финальных турнирах на Олимпийских играх. И сам же себе ответил – ни разу! В отличие от сборной СССР по футболу, которая дважды получала золотые медали Олимпиад и еще трижды становилась призером Олимпийских игр.
В этой связи следует напомнить, что сборная СССР впервые участвовала в Олимпийских играх 1952 года в Финляндии и заняла второе место в командном зачете (72 медали, из них 20 золотых). А в 1956 году на Олимпиаде в Австралии советские спортсмены стали самыми лучшими в мире (98 медалей, из них 37 золотых). В том числе и футболисты.
И, что самое интересное, из 18 человек в сборной СССР, десять представляли московский «Спартак».
Сборная СССР по футболу. Динамовцы: Лев Яшин, Борис Кузнецов и Владимир Рыжкин, Борис Разинский (ЦСКА), Анатолий Башакин и Иосиф Беца из ЦСК МО, московские торпедовцы Валентин Иванов, Эдуард Стрельцов, и десять спартаковцев: капитан команды Игорь Нетто, Николай Тищенко, Борис Татушин, Михаил Огоньков, Анатолий Масленкин, Алексей Парамонов, Анатолий Исаев, Никита Симонян, Сергей Сальников, Анатолий Ильин. Старший тренер Гавриил Качалин и тренер Николай Гуляев (старший тренер «Спартака»).
Все они вошли в историю мирового футбола и стали легендами отечественного спорта. Однако сегодня имена и фамилии некоторых из них мало что говорят не только читателям, но и даже болельщикам.
Двое из них – Николай Тищенко и Анатолий Масленкин.
Почти вся их профессиональная жизнь связана с футбольным клубом «Спартак», оба не дожили до 60 лет, но все-таки судьбы разные – Анатолий Евстигнеевич Масленкин умер от тяжелой болезни, Николай Иванович Тищенко -на… футбольном поле.
Но лучше обо всем по порядку.
Николай Тищенко, будущий защитник «Спартака», родился 10 декабря 1926 года в деревне Ольховатка, Россошанского уезда Воронежской губернии.
С 12 лет начал заниматься в футбольной секции на стадионе «Локомотив» в Люблино, тем самым связав свою судьбу с железной дорогой до 1951 года и поступив в московский техникум железнодорожного транспорта, где играл за команду техникума, а позже стал защитником в команде «Локомотив» (Люблино).
В 1951 году был приглашен в «Спартак», и дальше в его профессиональный жизни были только «Спартак» и сборная СССР.
Играл мощно и надежно, не щадя «живота своего».
Легенда «Спартака» Никита Павлович Симонян так вспоминает о нем: «Спартаковскую оборону держали настоящие бойцы. Никогда не щадил себя Николай Тищенко, наш правый фланг. Честный, принципиальный, отличался редким упрямством, не уступал ни сопернику, ни товарищу…»
Ярким примером, вошедшим в историю мирового футбола, является игра Николая Тищенко на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне, точнее, в труднейшем для сборной СССР полуфинальном матче со сборной Болгарии.
Надо напомнить, что накануне в ¼ финала болгары не просто выиграли матч у сборной Великобритании, но просто размазали родоначальников футбола со счетом 6:1. Поэтому заруба на поле была острой, в скоростном и жестком темпе. Сначала получил травму ноги Валентин Иванов (единственное, что он мог – отвлекать на себя болгарских защитников), а в конце второго тайма – Николай Тищенко. Замены же в то время были запрещены.
Вот как неоднократно об этом рассказывал Олег Маркович Белаковский – врач сборной СССР по футболу на Олимпиаде 1956 года:
«Подбегает он к бровке, я смотрю: а у него майка почти черная от крови на том месте, где произошел перелом, словно огнестрельную рану получил. Отворачиваю его лицо в сторону, чтобы не видел, что там у него происходит, разрезаю ножницами майку – жуткая картина: кожа – в клочья, все в крови, и ключица торчит. У ребят на скамейке запасных глаза круглые. Все в шоке. Сейчас футболиста с такой травмой прямо со стадиона отвезли бы в реанимацию. Кому приходилось подобное испытать, знают, какая это боль. До сих пор перед глазами перекошенное болью лицо нашего крайнего защитника Коли Тищенко и его умоляющие глаза: «Олег Маркович, у меня плечо вылетело, вставьте его обратно, заморозьте – мне надо играть». Коля рвется на поле, торопит меня, и я понимаю, что нет такой силы, которая смогла бы его в тот момент остановить. Что делать? Я чуть придавил сломанную ключицу, и она легко встала на место. Плотно забинтовал плечо, прижал руку к туловищу, и он убежал на поле. Сколько нужно было иметь выдержки и мужества, чтобы продолжать борьбу с такой травмой!
Полноценно, конечно, не мог играть, но факт остается фактом: оба наших гола в этом матче были забиты при непосредственном участии Тищенко, которого после игры увезли на операционный стол».
Основное время закончилось вничью (0:0), далее начались почти чудеса: на 95-й минуте болгары вырвались вперед (1:0), на 112-й минуте Николай Тищенко отдал пас Борису Татушину, тот – Эдуарду Стрельцову, который сравнял счет с «божьей помощью» – мяч неожиданно срезался с ноги, сбив с толку болгарского вратаря: тот бросился в один угол, а мяч, слегка задетый нашим нападающим, медленно закатился в противоположный. А через четыре минуты тот же Николай Тищенко отправил мяч в середину поля Владимиру Рыжкину, который помчался на правый фланг, прострелил в штрафную, и Борис Татушин забил победный гол (2:1).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.