Легенды о сталкерах

Миша Заславский|29 Декабря 2010, 15:50| опубликовано в номере №1755.1, январь 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Стерва»

Довольно часто герои и сюжеты художественных произведений кочуют из страны в страну и из жанра в жанр. Иногда они обретают новое развитие, как, например, апокалиптическая фантастика «Пищи богов» и «Борьбы миров» Герберта Уэллса, вдохновившая Михаила Булгакова на создание «Роковых яиц», или диснеевские мультики, поспособствовавшие становлению японской манги.

Но некоторые жанры упорно не приживаются на чужой почве. Не одно российское комиксное начинание прошло под лозунгом «Создадим собственного Супермена!», но не оставило следов. «Сверхгероический» жанр уникален тем, что появился именно в американских комиксах, а не в литературе или кино. А вот любые попытки перенести его на другую, отличную от американской почву были безуспешны.

Но один по‑настоящему отечественный жанр всё же есть. Им мы обязаны книге братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» и фильму Андрея Тарковского «Сталкер».

«Пикник на обочине» часто относят к постапокалиптической фантастике, но это ошибочное определение. Описанное в «Пикнике» Посещение мало что меняет в жизнеустройстве нашей планеты. Но оно оставляет на Земле несколько зон, внутри которых от привычного мира остаётся лишь покорёженный внешний антураж, а остальное не подчиняется никаким научным законам и логическим принципам. Проникновение в Зону чревато гибелью, опасность, исходящая от неё, очевидна, но необъяснима.

Стругацкие изобрели и принципиально новый тип героев, ставших неотъемлемой частью Зоны, — сталкеров, людей, на свой страх и риск исследующих её. При всей меркантильности их мотивов (как правило, это поиск артефактов, оставшихся от Посещения, для продажи на чёрном рынке), сталкеры оказываются в авангарде познания непознаваемого. Перешагивая из пространства реального в область иррационального, чтобы не погибнуть, они вынуждены отключать привычное мировоззрение и вступать в контакт с потусторонней средой на интуитивном уровне.

Рождению сталкеровского жанра способствовал фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, созданный им по мотивам повести совместно с авторами. В сценарии Стругацкие полностью изменили образ главного героя, заменив рецидивиста Шухарта на безымянного подвижника. Кинокартина собирает полные залы и находит горячих поклонников по всему миру. Один из ведущих художников «Ди-Си Комикс» Брайан Болланд объяснял это так: «Никакие миллионы долларов, что Спилберг тратит на спецэффекты, не помогут достичь той сталкеровской магии, того напряжения, от которых перехватывает дыхание».

Сталкерская мифология обретает чёткую структуру, каноны, академический визуальный ряд. А в 2002 году легенда о сталкерах получает яркое продолжение. Сетевая библиотека «Комиксолёт» начинает публикацию эпической саги днепропетровских авторов Ольги Чигиринской и Алексея Липатова «Гофман». В печать работа вышла в 2010 году в журнале «Руманга».

Весной 2005 года на сайте конкурсных работ фестиваля «КомМиссия» появились первые страницы графического рассказа «Прах к праху» авторов Андрея Ткаленко и Елены Воронович. Ежегодный сборник творческого коллектива ЛМР «Аль’Манах» полностью публикует рассказ «Мёртвый сезон» и повесть «Тени прошлого», составившие первый том книги о Стерве. Сериал получает восторженные отзывы от профессионалов и любителей рисованных историй. Первое книжное издание «Стервы» осуществил варшавский издатель Павел Тимофейчук в октябре 2008 года, а на русском языке том выпустило в 2010 году издательство «Комильфо».

Книгу приняли очень тепло. Некоторые читатели сообщали, что именно после комикса решились наконец‑то прочитать «Пикник на обочине».

Стерва. Её детство закончилось вместе с катаклизмом, превратившим Москву в гигантскую аномальную зону. Она стала сталкером, одной из тех, кто, несмотря на запреты, кордоны и опасности, проникает на территорию бывшей столицы. Настоящего её имени не знает никто, только прозвище — Стерва.

Гофман. Третья мировая война вернула Европу к феодальному образу жизни. Память о лучших временах хранят раритетные находки. Их поиском заняты люди Гильдии сталкеров. Подмастерье Эрик Гофман верит в Святого Толкина, сталкер Конан Мак-Кормак поклоняется кельтским богам, феодал барон Манфред фон Бок не верит ни во что. Судьбы этих разных людей связывает таинственная книга, извлечённая из‑под развалов библиотеки Магдебургского университета…

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Московская кольцевая

Чудеса, которые иногда случаются в московских пробках

Древнерусские комиксы

История лубка