Рисунки, рисунки... Их много: пером, кистью, сангиной, ретушью, пастелью – к произведениям Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского, Джека Лондона, Омара Хайяма... Многочисленные иллюстрации к книгам современных писателей и поэтов.
Я давно знаю художника Феликса Петуваша и люблю бывать у него в мастерской. Здесь, где с гравюрами соседствуют живописные полотна, а со старым-престарым тромбоном – прямо-таки ярмарочного вида граммофон, сразу же возникает желание размышлять, мечтать, фантазировать...
Феликсу Петувашу 30 лет. В 1973 году он закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее имени Строганова), вернулся иа родину, в Майкоп, и стал работать в областных художественных мастерских...
Я как-то спросил Феликса, кто был его первым учителем, кто помог ему ощутить всю многоцветную красоту мира...
– Мама, – ответил он. – Это от нее передалась мне любовь к красоте. Мама была лучшей швеей в городе. И еще цветы выращивала, чтобы потом раздаривать людям.
Дед и прадед Феликса были искусными ювелирами и оружейниками, бабка – зла тошвейкой. И все они тоже любили дарить людям то, что создавали своими руками...
– У адыгов, – рассказывал Феликс, – чуть не в каждой семье умелец. Так принято было: если ты адыг, значит, должен и коня укротить, и седло справить, и обязательно украсить сбрую и оружие.
Потому что каждый человек обязан внести в жизнь частицу красоты.
Сам Феликс почувствовал, что тоже может сотворить свою частицу красоты, в тот миг, когда, еще ребенком, впервые взял в руки карандаш...
– Рисовал я и рисую всегда. Когда
читаю, смотрю, слушаю. И то, что возникает в воображении, стараюсь перенести на бумагу. Иногда возвращаюсь к тому или иному рисунку, когда делаю пробы в материале...
Меня всегда удивляла его зрительная память. Кажется, что Феликс в любой момент может по своему желанию мысленно «прокрутить» некую чудесную видеозапись, на которой в деталях запечатлены все когда-либо поразившие его события, образы, предметы... Не оттого ли в его листах такое богатство и разнообразие изобразительных элементов, условных и реальных одновременно, вьющихся, словно прихотливый орнамент, исполненный мастером-ювелиром?
Поразительна и работоспособность художника. Он готов рисовать с утра до ночи, забывая обо всем, кроме искусства. Разумеется, этот труд не всегда приносит ему одну только радость. Феликсу Петувашу, как и всякому истинному художнику, знакомы и моменты отчаяния, когда напряженная, порой даже изнурительная работа не приносит ощутимых плодов... Но он всегда находит силы для преодоления неудачи, еще более сконцентрировав свою волю, проходит сквозь эти периоды, словно сквозь тоннель, ни на мгновение не упуская из виду манящий огонек творчества. В итоге он всегда отыскивает такое – единственно возможное! – художественное решение, которое позволяет ему выразить замысел во всей его целостности и неискаженности... Поэтому я и не удивился, услышав от него однажды: «Если я ничего не сделал за день, – чувствую себя больным...»
Феликс Петуваш уже успел многое. Он участник нескольких выставок, в том числе двух республиканских: «Советская Россия-75» и книжной графики в городе Горьком. И всякий раз посетители этих выставок отмечали самостоятельность манеры молодого мастера, оригинальность его образов, ясность художнической позиции...
Петуваш – глубоко национальный художник. Он хорошо знает и любит историю своего народа, его прошлое и настоящее, его обычаи и традиции. Нежная, сыновняя любовь к народу одушевляет все его творчество...
Взять хотя бы иллюстрации к нартскому эпосу или офорты на мотивы адыгейских народных песен. Каждая из этих серий – своего рода героическая симфония, прославляющая народ, который был обречен царизмом на гибель и возрожден к жизни Октябрьской революцией. Эпиграфом ко всем листам служат слова из эпоса нартов: «Только тот достоин счастья, кто приносит людям счастье».
Художник средствами своего искусства утверждает идеалы добра, любви к Родине, гуманизма. Каждый лист серии самостоятелен и в то же время является естественным продолжением предыдущего. Для каждого рисунка художник находит свой тон: от светло-перламутрового до темно-свинцового, глубоко трагического. Техника же его столь разнообразна и совершенна, что приходится только удивляться мастерству художника, точности его глаза, твердости и уверенности руки.
В другой серии, выполненной по мотивам стихов Омара Хайяма, Феликс Петуваш сумел с какой-то удивительной несуетной ясностью найти графическое выражение мира Омара Хайяма, мира, проникнутого глубокой философской мыслью и стойким, не растрачиваемым по мелочам чувством...
Особенно привлекает в творчестве Петуваша его способность, обращаясь к прошлому, открывать в нем истоки современности, способность всем своим существом ощущать непрерывность и неуничтожимость бесконечной линии развития общечеловеческих идеалов справедливости и красоты. Поэтому так бережно относится художник к духовным ценностям, созданным народами земли на протяжении долгих веков, поэтому так внимательно вглядывается он в каждый исторический сюжет, возникающий в воображении, прежде чем запечатлеть его на белом листе и осветить светом сегодняшнего дня...
Одно лишь перечисление других работ Феликса Петуваша – «Кузня», «Горная пасека», «В мастерской», «Ювелир» – говорит о том, что художник стремится познать самые разные образы действительности, образы, в которых открывается ему главное человеческое достоинство – способность к созиданию. Поэтому собственное его творчество, на мой взгляд, это своего рода путь познания и утверждения нашей действительности в ее органической связи с прошлым и взволнованным предощущением будущего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Новелла