Алексей Михайлович Панков председатель исполкома Магнитогорского городского Совета народных депутатов. Петр Маликов, сталевар комсомольско-молодежного двухванного сталеплавильного агрегата № 35 Магнитогорского металлургического комбината, лауреат премии Ленинского комсомола.
А. ПАНКОВ. Несколько молодых доменщиков, окончивших Ленинградский политехнический институт, получили направление на Магнитострой. Пошли они покупать билеты до Магнитогорска, а в кассе им говорят: нет такой станции...
П. МАЛИКОВ. В каком же году такое могло быть?
А. ПАНКОВ. В марте 1930-го.
П. МАЛИКОВ. Но ведь была уже Магнитка!
А. ПАНКОВ. Была. И доменщики ленинградские до нее все-таки добрались. И время, как повалила на Магнитострой вся Россия, уже наступало. Да вот не поспевали железнодорожные справочники за жизнью – трудно было за ней угнаться. «На тринадцатом году существования Советской власти, сего числа 14000 рабочих на стройке Магнитогорского металлургического гиганта произвели закладку первой домны Магнитогорска». Это из акта от 1 июля 1930 года. Подлинник акта и сейчас хранится под фундаментом первой домны.
П. МАЛИКОВ. А через несколько дней был составлен еще один акт...
А. ПАНКОВ. О том. что «в дни работы XVI съезда ВКП(б) на северном склоне горы Карадыр в присутствии 14 000 рабочих произведена закладка и приступлено к работам первой очереди социалистического города Магнитогорска». Этот документ также заложен под фундаментом первого капитального дома города... П. МАЛИКОВ. На Пионерской...
А. ПАНКОВ. Так они вместе и росли, сплавленные одной судьбой, единым назначением, – город и комбинат.
П. МАЛИКОВ. Но рождение Магнитки мы все-таки отсчитываем от 30 июня 1929 года.
А. ПАНКОВ. День, когда по только что проложенной 145-километровой одноколейке от станции Карталы в Магнитогорск прибыл первый поезд. Остановился он у самого обычного товарного вагона, на котором была прибита табличка с надписью «Станция Магнитогорская». Висел еще рядом колокол. У входа вместо поручня – лопата. И больше вокруг ничего не было. Есть фотография тех лет – она потом обошла многие наши и зарубежные газеты и журналы – бескрайняя степь, а посреди нее на низкорослой лошадке казах-кочевник, рядом с ним – ребенок. И называлась эта картина «Площадка Магнитостроя летом 1929 года».
Правда, в день прибытия первого поезда у станции собралось необычно много людей. За десятки километров съехались они из окрестных деревень, чтобы вместе со строителями дороги встретить поезд. Многие из них в тот день впервые в жизни увидели паровоз. А приехавшие на поезде люди собирались возвести в степи «крепость социалистической индустрии» – крупнейший в мире металлургический завод.
П. МАЛИКОВ. Было тогда почти три года до выпуска первого магнитогорского чугуна, четыре – до первой стали...
А. ПАНКОВ. Всего только три неполных года! Самый крупный в мире до Магнитки завод – американский Ге-ри – строился около двенадцати лет. Строился при помощи самой совершенной по тем временам техники. У Магнитки же, которой металла предстояло давать больше, времени на строительство было меньше в несколько раз. Техники же сначала вообще почти не было. В ноябре 1929-го на площадке действовали: 1 бетономешалка, 1 камнедробилка. Но уже был подписан договор о социалистическом соревновании с Кузнецкстроем, и «Торгово-промышленная газета» известила страну: «Гиганты индустрии выходят на соревнование». 65 пунктов было в договоре: от окончания строительства в установленные сроки до организации культурной жизни строителей. И заполыхало по Магнитке соревнование комсомольских ударников. И уж тогда миру пришлось основательно пересмотреть кое-какие из своих представлений, казавшихся ему доселе незыблемыми.
П. МАЛИКОВ. Но даже эти неслыханные, фантастические темпы строителям Магнитки казались слишком долгими...
А. ПАНКОВ. Они же знали, как нужен стране завод, его металл. Каждый день, отделявший их от металла, они буквально брали штурмом. Порой даже не переводя дыхания между двумя днями. Так бригада первого орденоносца Магнитостроя Нурзуллы Шайхутдинова, готовя котлованы для бетонирования плотины, отработала без перерыва 34 часа. 36 часов подряд проработал автогенщик Василий Мартьянов. Темпы тогда решали все. Успеть, опередить, сжать сроки – это и означало победить.
Документы тех лет, рассказы прославленных наших ветеранов-первостроителей порой невольно воспринимаются как легенда, но это именно документы. Это правда. Легенда Магнитки складывалась из былей.
По расчетам на строительство плотины следовало отвести полтора-два года. Наши инженеры выдвинули другой проект – девяносто дней...
П. МАЛИКОВ. Характерны сами единицы счета: у одних это годы, у других даже не месяцы – дни.
А. ПАНКОВ. А на митинге строителей, объявивших плотину ударным объектом, бригадир комсомольской бригады Коршунов обратился ко всем с такими словами: «Товарищи, почему мы у себя на участке гости, а не хозяева? Мы против удлиненных планов!» Ударники выдвинули свой встречный план – 75 дней. Закончить строительство к годовщине пролетарской революции... Что это было? Прожектерство? Шапкозакидательство? Бахвальство? Время ответило ясно: нет. Они лучше кого-либо знали свои силы. Иностранные специалисты на строительстве отказывались принимать в расчет энтузиазм как вещь им непонятную, недолговечную, ненадежную и точному учету не поддающуюся. А магнитостроевцы уже знали, что это за сила. Доказательства тому приносил каждый день строительства. Но их энтузиазм не был и «голым». На том же митинге были приняты обязательства. В них четко, конкретно: «Полностью и рационально загружаем рабочий день. Даем максимально возможную производительность труда, устанавливаем крепкую производственную дисциплину. Обязуемся бережно и добросовестно относиться к оборудованию, машинам, инструментам и спецодежде. Все, как один, вступаем в соцсоревнование».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть