Кто из нас не слышал об электрификации?
Сейчас пора подсчитать первые итоги, посмотреть, каковы результаты работы. Недаром мечтал об этом Ильич, недаром волновался и работал. Он заложил прочный незыблемый фундамент и, пусть пока медленно, но все же неуклонно и твердо, ширится работа по электрификации. Она растет, постепенно охватывая громадные пространства Советского Союза, зажигая то здесь, то там первые лампочки Ильича.
Они уже горят - эти первые красные лампочки - предвестники недалекого времени, когда вся наша когда то беспробудно - темная мужицкая Россия засветится миллионами электрических огней.
Так мечтал Ильич, так завещал он нам, и его завет будет выполнен.
Не так давно, в начале 1922 г., вопрос этот только зарождался. Его впервые поднял в разговоре с тов. Лениным фактический автор плана электрификации, положивший на него так много своей энергии, опыта и знаний - тов. Г. М. Кржижановский.
Речь шла о торфяных разработках, о каторжных условиях работы на них и о том, как резко все это улучшилось, если бы удалось электрифицировать торфяные болота и поставить районные электрические станции, работающие на торфу.
Вл. Ильич подхватил эту мысль на лету. По его просьбе печатается на эту тему фельетон в «Правде». Ленин тормошит, настаивает и просит, чтобы тов. Кржижановский, хотя бы в небольшой брошюрке, затронул новый вопрос об электрификации.
Написанная рукопись присылается Владимиру Ильичу и в тот же день, полная пометок и в общем одобренная, возвращается обратно тов. Кржижановскому, чтобы быть спешно напечатанной. Таким образом, первая попытка широкой пропаганды электрификации всецело обязана настойчивости и указаниям Владимира Ильича.
Но раз наметив что - либо, Ленин - никогда не останавливался на полдороге. При его неослабной поддержке и дружеском подбадривании начинает работать государственная комиссия по электрификации. Около 200 ученых привлекаются к этой работе и к Съезду Советов подготовляют известный доклад по электрификации РСФСР.
И Владимир Ильич уже потрясает перед аудиторией этим толстым томом работы, подчеркивая, что это начало нового момента в нашей экономической жизни.
Так зародился вопрос об электрификации. Но что же практически сделано в этой области?
Прежде всего приступлено к постройке семи мощных электрических станций, которые будут снабжать целые районы электрической энергией.
Первой по времени была открыта Шатурская станция под Москвой. Она поспела как раз в тот момент, когда железные дороги были скованы самым жесточайшим кризисом и вопрос с доставкой топлива стоял особенно остро. Но Шатурская станция не нуждалась в этом: она работает на торфу, которого избыток вокруг нее, - она стоит на торфяных болотах. Эта новая станция сильно облегчила трудную задачу снабжения Москвы светом и энергией, подавая ток в Москву через линию высокого напряжения «Электропередача - Москва».
Но этого мало. Новая станция блестяще разрешила тяжелый вопрос, над которым уже многие годы до революции работали наши ученые - можно ли и выгодно ли устанавливать электрические станции на торфу? Эта станция показала, что наше громадное богатство - торфяные болота - действительно огромная ценность в хозяйстве, потому что торф так же пригоден для отопления электрических станций, как каменный уголь и нефть. Те же блестящие результаты дала нам и вторая станция, построенная на торфу - Балахнинская. И теперь уже можно с уверенностью сказать, что мы не будем терять времени на опыты с сжиганием торфа. Обе станции - блестящее доказательство того, что торф - прекрасное топливо, на котором могут работать еще многие десятки наших будущих электростанций.
Не менее блестящие результаты дала нам открытая в 1922 г. Каширская станция. Здесь дело шло о разрешении другой важной технической задачи - о том, можно ли сжигать на электростанции никуда негодную мелочь и пыль подмосковного угля, которая является только отбросом в производстве, никому ненужным и загромождающим рабочую территорию рудников. Станция блестяще решила этот вопрос и теперь посылает в Москву самый дешевый электрический ток, по сравнению со всеми остальными станциями, снабжающими своей энергией нашу столицу.
Те же прекрасные результаты дала нам Штеровская станция, открывшаяся в Донбассе, и. Кизеловская (на Урале), работающие все на той же угольной мелочи и пыли.
Несколько иначе дело обстоит пока с электростанцией «Красный Октябрь». Неналаженность добычи торфа, на котором должна работать эта станция, удорожают ее электрическую энергию и она гораздо охотнее и дешевле работает не на своем торфу, а на привозном донецколегу.
Совершенно особняком от этих 6 станций стоит наша гордость - Волховстрой. Он питается - «белым углем» - силою течения реки Волхова. Работа по его постройке идет полным ходом и в начале 1926 г. он пошлет 80.000 лошадиных сил на фабрики и заводы Ленинграда.
Вот то основное, что сделано по электрификации. Но, кроме этого, десятки небольших электростанций разбросаны сейчас по глухим уголкам России, давая свет и энергию городам и селам. Они поставлены нередко силой комсомольцев, которые иногда с голыми руками, без нужных материалов, только с горячим желанием сделать дело и со своей молодой энергией и сообразительностью, почти из ничего создавали электростанции.
Один из примеров этого - кружок имени «Смены» в Белоруссии, который, исключительно своими собственными средствами, электрифицировал ряд белорусских деревень.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Воспоминания об Ильиче