Ильич в январские дни 1905 г
ГОДОВЩИНА смерти Ильича совпала с двадцатилетием первой русской революции. Ровно двадцать лет тому назад поднимался, расправлял свои плечи и пошел в первый открытый бой со своими классовыми врагами русский рабочий класс. Революция 1905 г. была «генеральной репетицией» русского рабочего класса пред Октябрем 1917 года. Какую роль играл Ильич в событиях октября 1917 г., все мы знаем: он был непосредственным руководителем октябрьских боев. Ильич вел рабочий класс к борьбе и победе. Вел твердо и уверенно, и, когда в самое последнее время тов. Троцкий в своей книге «1917 г.» пытался несколько стушевать роль Ильича в октябрьских событиях, - то вся коммунистическая партия, принимавшая участие в событиях Октября, единогласно заявила тов. Троцкому: «Неверно излагаете события. Ильич, а не кто иной, разрабатывал план Октябрьского восстания, - Ильич, а не кто иной был руководителем Октября».
Все это сейчас известно рабочей молодежи. Но, пожалуй, менее известно то, что и в событиях 1905 г., двадцать лет назад, во главе большевиков, играя руководящую роль, стоял Владимир Ильич Ленин.
Первая русская революция началась, как известно, 9 января 1905 г., когда сотни тысяч петербургских рабочих направились с хоругвями и царскими портретами к Зимнему дворцу, к царю Николаю, просить свободы. Тогда еще многие рабочие верили, что можно вымолить свободу у царя и пошли к нему громадной толпой «искать правды и справедливости», искать у него улучшения мрачных, невыносимо - тяжелых условий своей жизни. Кровавый палач Николай ответил рабочим залпом из винтовок. Сотни рабочих легли на площади перед дворцом. Это «кровавое воскресенье» открыло глаза рабочему классу, широкие слои рабочих стали понимать, что «освобождение рабочих есть дело самих рабочих».
«Рабочий класс получил великий урок гражданской войны; революционное воспитание пролетариата за один день шагнуло вперед так, как оно не могло бы шагнуть за месяцы и годы серой, будничной, забитой жизни».
Эти слова сказаны были Ильичем в большевистской газете «Вперед» через несколько шей после «кровавого» воскресенья (12 января). Дальше, в той же статье, Ильич говорит:
«Лозунг геройского петербургского пролетариата: «смерть или свобода» эхом (с повсеместным отзвуком) перекатывается теперь по всей России. События развиваются с поразительной быстротой...
Вооружение народа становится одной из ближайших задач революционного момента...
Только вооруженный - народ может быть действительным оплотом народной свободы».
Таким образом, большевики с самого начала революционного 1905 года поставили своей задачей вооруженное восстание трудящихся для свержения царского правительства.
С кем идти рабочему классу?
В статье от августа 1905 г... в большевистской газете «Пролетарий» Ильич ставит этот вопрос со всей резкостью. Где место партии:
«в хвосте у монархической (желающей царя) буржуазии или во главе революционного пролетариата и крестьянства?»
Меньшевики, те именно: тащатся в хвосте у монархической буржуазии, вместо того, чтобы идти во главе революционного пролетариата и крестьянства». А большевики? «С 1905 года они, большевики, систематически, постоянно, настойчиво отстаивали союз рабочего класса с крестьянством против буржуазии и царизма».
«Из рядов рабочих и крестьян, одетых в зипуны, пиджаки и мундиры (солдатские мундиры), выдвигаются неведомые герои, которые неразрывно слиты с толпой и которые все глубже проникаются благородным фанатизмом (огненной верой) народного освобождения.
Наше дело - позаботиться, чтобы все эти ручейки слились в могучий поток, чтобы стихийное движение осветил, удесятеряя его силы, свет сознательной, прямой, ясной и точной революционной программой наших ближайших задач».
(Август. 1905 г., т. VI, стр. 439.) Мы уже знаем, какова была эта революционная программа: вооруженное восстание рабочих в союзе с крестьянами, конфискация и передача крестьянам всей помещичьей земли.
Тов. Ленин учил, что наша партия должна быть перестроена таким образом, чтобы быть в состоянии руководить вооруженной борьбой масс и подготовить эти массы к вооруженной борьбе и победе.
«Наша партия должна воспитывать и подготовлять свои организации к тому, чтобы они действительно выступали, как воюющая сторона, не упуская ни одного случая нанести ущерб силам неприятеля...
Она должна ставить своей задачей создание таких организаций, которые бы в наибольшей мере способны были руководить массами и в этих крупных сражениях и, по возможности, в этих мелки: стычках... Она должна ставить своей задачей не только участие, но и руководящую роль в этой гражданской войне...
Это трудная задача, слов нет, ее нельзя решить сразу. Как перевоспитывается и учится весь народ в ходе гражданской войны, так и наши организации должны быть воспитаны, на основании данных опыта, перестроены для того, чтобы удовлетворить этой задаче».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
О чем писал Ильич в своих последних статьях относящихся, началу 1923 года?