В автобиографии тов. Бахвалова, одного из активных участников декабрьского восстания 1905 г., имеются следующие простые, но глубокие по своему содержанию штрихи:
«На десятом году отдали меня на ученье к сапожнику. А известное дело, как раньше обращались с учениками. Если хозяин тебе кричит - «иди за водкой», ты должен немедленно бежать, а если на улице холодно, а ты разут и замешкаешься, чтобы обуться, хозяин сразу начинает тебя драть. Ты и бежишь на босу ногу. Так вот я и простудился, ногу пришлось, конечно, отрезать».
Рассказец короткий и простой. Но он, словно молнией, освещает тяжелую долю ученика в старой царской России. О ней мы почти забыли. Но целиком забыть не можем. Напоминают нам о ней высоко «цивилизованные» капиталистические страны Европы и Америки. «Прогрессивно-рационализаторская политика» буржуазии во всех странах и во все времена в том и заключалась, чтобы, трудом подростков и женщин поднимать свою прибавочную стоимость, снижая жизненный уровень всего рабочего класса. Дети и подростки являлись тем резервом, при помощи которого буржуазия поднимала свою прибыль. А среди подростков наиболее жестокой эксплуатации, как общее правило, подвергались так называемые ученики. Нынешний период на Западе отличается только тем, что буржуазия эксплуатирует подростков и детей при наличии колоссальной армии безработных, превращая, таким образом, ученичество в еще более тяжелое мученичество.
Ненависть буржуазии во всех странах к коммунистической молодежи обусловлена не только тем, что секции КИМа беззаветно борются за дело коммунизма, но и тем, что революционная коммунистическая молодежь везде выступает смелым защитником экономических интересов рабочей молодежи против ненасытных аппетитов эксплуататоров.
Иное дело, конечно, фабрично - заводское ученичество в первой стране пролетарской диктатуры. Школа фабрично - заводского ученичества - детище Ленинского комсомола - является по существу основной кузницей мощи рабочего класса. В этих кузницах подготовляется новая смена пролетариев, которые призваны сочетать технико-производственные знания с общим социально-политическим пониманием тех гигантских исторических задач, которые ложатся на рабочий класс, прокладывающий путь к торжеству социализма.
Комсомол все время боролся против правых, против оппортунистического руководства ВЦСПС, против Гастева и гастевщины, - боролся за линию Маркса, Энгельса и Ленина в деле образования молодежи и подготовки рабочей силы. Сейчас, в особенности после XVI партсъезда, правота комсомола неоспоримо ясна.
Прошедший год - второй год великой пятилетки - является переломным годом в истории борьбы за школу фабрично - заводской ученичества. Новый учебный год в октябре 1930 г. мы начали с армией в 331 тысячу подростков, обучающихся социалистическому строительству. Цифра не велика, если посмотреть на нее под углом зрения потребности в новой рабочей силе. Наметка пятилетнего плана рабочих кадров говорит о том, что лишь по одной союзной промышленности потребность в новых квалифицированных рабочих выражается в 484 тысячи для третьего года пятилетки, в 609 тысяч для четвертого года и, наконец, в 647 тысяч для последнего года пятилетки.
Цифры гигантские. В сравнении с ними наличное количество учащихся кажется мизерным. Вместе с тем можно, отнюдь не впадая в чрезмерный оптимизм, сказать, что за последний год мы заметно скакнули вперед. Достаточно указать на то, что в январе 1930 г. в школу фабрично-заводского ученичества было принято около 70 тысяч, а в октябре этого же года 175 тысяч. Мы видим, таким образом, что этими двумя приемами мы значительно быстрее и выше поднялись, чем за все предыдущие годы. Точнее будет сказать, что именно в этом году начали отчетливо сказываться результаты длительной напряженной борьбы, которая велась комсомолом за школу ФЗУ.
Скачок, сделанный в течение этого года, станет явственнее, если мы обратимся к некоторым, по крайней мере, московским гигантам. В ФЗУ завода «Динамо» обучается теперь 250 подростков, они все были приняты осенью этого года. На заводе «Серп и молот» обучается сейчас 915 подростков, из них этой осенью было принято 680 чел. На заводе «Красный пролетарий» обучается 530 подростков, из них В январе было принято 200 чел., осенью 262. На Электрозаводе обучается 700 чел., из них зимою было принято 200, осенью 500.
Количество примеров мы могли бы увеличить. Но вместе с тем мы думаем, что в настоящий момент наш взор должен быть в первую очередь обращен к будущему. По предварительным наметкам, мы в течение приближающегося 1931 г. должны будем принять около 400 тыс. новых учениц и новых учеников. Естественно, что перед нами встают теперь огромнейшие задачи, заключающиеся в том, чтобы, во-первых, правильно освоить, ту армию молодежи, которая уже собрана в стенах школы ФЗУ, и, во-вторых, подготовиться к' новым наборам.
С точки зрения качественных показателей школа ФЗУ имеет одно огромнейшее достижение, которым она в праве гордиться. Вся учеба в этой школе построена на сочетании теоретических и производственных процессов. Происходит единый гармонический процесс подготовки таких пролетариев, которые сумели бы выполнить основные задания, вытекающие из состязания молодого Союза советских республик со старым капиталистическим миром.
Однако роковой ошибкой было бы, хотя на одну минуту представить себе, что мы имеем права почивать на лаврах и предоставить дальнейшее развитие школы фабрично-заводского ученичества самотеку. После октябрьского приема мы произвели выборочное обследование ряда школ фабрично-заводского ученичества. Результат этого обследования является живым призывом к концентрации максимальной энергии не только в области развертывания школ ФЗУ, но и в деле борьбы за улучшение качества учебы в них. Приведем на выдержку несколько примеров.
«КРАСНАЯ РОЗА». В школе ФЗУ обучается 453 человека, в том числе 338 девушек, 115 мальчиков. Обследование отмечает: «Заинтересованности в производстве нет, в особенности у мальчиков. Дисциплина слаба».
Завод «КАУЧУК». Учащихся 298 человек, девочек 119, мальчиков 179. Обследование констатирует: «Трудовая дисциплина слаба, интерес к производству небольшой, у ребят с более высокими знаниями тяга в техникумы».
«АМО». Обучается 1 200 человек. Там еще хуже: «Сорвано строительство. Нет педагогов, инструкторов. Не хватает помещения».
Эти примеры далеко не единичны. И относятся они все к столице Советского союза - Москве. А между тем, ни для кого не тайна, что строительство было сорвано не только на заводе «Амо», но и в подавляющем большинстве строек, а этот срыв свидетельствует о том, что, невзирая на новые большие приемы, сознание необходимости превращения школы ФЗУ в основной канал подготовки квалифицированных рабочих кадров, еще не овладело всей пролетарской общественностью. Срыв строительства как бы символизирует собою недостаточно внимательное отношение к кузницам социалистической мощи. В подавляющем большинстве школ мы наталкиваемся на слабое оборудование мастерских, на нехватку преподавателей, на текучесть среди учащихся. Все эти явления тесно связаны между собой.
А между тем уже в ближайшем будущем в школах ФЗУ будет обучаться более полумиллиона подрастающего рабочего поколения. Эта полумиллионная армия должна осознать, что будущее социалистического строительства в огромной мере зависит от того, в какой мере она будет достаточно правильно подготовлена как в производственно - бытовом, так и в культурно-политическом отношениях.
Борьбу за материальную базу школы ФЗУ, в широком смысле этого слова, необходимо самым тесным и неразрывным образом связать с решительной и продуманной борьбой за повышение качества. Мы должны добиться того, чтобы кончившие школу ФЗУ действительно выполнили те гигантские задачи, которые возложены на рабочий класс первой страны победоносной пролетарской диктатуры всем ходом социалистической реконструкции.
Одновременно самый ход социалистической реконструкции ставит перед нами ребром вопрос о темпах подготовки. В высшей технической школе мы в последнее время наталкиваемся и на нездоровые тенденции, сказывающиеся в стремлении усилить темпы за счет понижения качества. Такой путь для нас неприемлем. Фабрично-заводское ученичество в стране строящегося социализма принципиально отличается от ученичества в капиталистических странах. При капитализме весь рабочий класс является классам, по мысли буржуазии, призванным играть исполнительную, служебную роль. Даже наиболее квалифицированные рабочие должны уметь выполнять лишь конкретные, четко ограниченные исполнительные функции.
Иное дело в стране пролетарской диктатуры. Рабочий класс является творцом новой культуры, он же выковывает и создает новые формы технического творчества. Отсюда наш упор на политехническую подготовку пролетариев, на серьезную качественную их подготовку. Вместе с тем несомненно, что новые методы творчества - социалистическое соревнование и ударничество - должны найти свое применение и в школе фабрично-заводского ученичества. При должной мобилизации и концентрации наших учебно-методических сил и при правильной организации революционного подъема самих учащихся ФЗУ мы могли бы добиться того, чтобы все контингента, ныне обучающиеся в ФЗУ, включая и набор февраля 1931 г., были брошены на производство с достаточным вооружением еще в течение этой пятилетки. Для этого необходимо, с одной стороны, подвергнут вдумчивому и критическому анализу программы и учебные планы наших школ ФЗУ, а с другой, продумать пути усовершенствования методов преподавания и обучения. Работа должна быть проведена таким путем, чтобы сокращение сроков не только не дало бы снижения качества, а, наоборот, обеспечило бы абсолютно необходимое повышение качества наших квалифицированных рабочих. Работа по рационализации программ и методов обучения должна идти рука об руку с работой по продолжению обучения молодых квалифицированных пролетариев по окончании школ ФЗУ.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.