Бессмертная поэма Данте - лучшее из наследия, которое эпоха средних веков передала новому времени. Поэт создал в ней могучий и полный образ человека и человечества; и если некоторые образы грешников (а в их числе страшный призрак предателя - Иуды) свидетельствуют о глубине падения, в которую может ниспасть человек, то образ Беатриче говорит о той прекрасной высоте, на которую может взойти человек в подвиге всепобеждающей любви.
Если в «Божественной комедии» заключена высшая мысль о человеке и вселенной, до которой дошли средние века и которую они передали новой эпохе, то в «Песне о Роланде» нашли своё лучшее выражение героическая воля, воинская доблесть средних веков. Это была эпоха бесконечных феодальных войн, эпоха борьбы с сарацинами, надвигавшимися на Европу с юга, с востока, эпоха рыцарства, стремившегося к громким воинским подвигам.
Сложенная в XI веке на древне-французском языке, «Песнь о Роланде» не затрагивает ни крестовых походов, ни знаменитых исторических сражений, ни пышных и блестящих рыцарских турниров. Историческое зерно «Песни о Роланде» мало и ничтожно: её содержанием служит происшествие, случившееся в царствование Карла Великого, - гибель франкского войска в теснине Пиренейских гор от вероломного нападения гасконцев. Летописцы довольствуются для изображения этой несчастной битвы при Ронсевале двумя - тремя строками. Терульд - слагатель «Песни о Роланде», герой этой битвы, - посвятил ей поэму в несколько тысяч стихов. А народ, с любовью восприняв эту поэму, дополнил её в течение веков ещё множеством стихов.
Почему же эта песня о поражении франкского войска, о совершенной его гибели, обрела бессмертие, какого не нашли многие песни о громких победах?
Подобная же участь постигла другую песню о поражении - «Слово о полку Игореве». Наше «Слово» повествует о гибели игорева войска в степях половецких. «Песнь о Роланде» рассказывает о гибели роландовой дружины в бою с сарацинами (гасконцы превратились в «Песне» в сарацин).
Но там и тут, не скрывая поражения, певцы «Слова» и «Песни» с одинаковой гордостью и похвалой говорят о непоколебимой доблести, о беспредельном мужестве, о неустрашимом героизме воинов и вождей, защищавших родную землю. Никакое поражение не может умалить этой доблести, несущей бессмертную славу. Никакая неудача не может сломить веры героев в то, что их родина непобедима, что ей предстоит жить долгие века, что народ бессмертен.
Этою верою преисполнена «Песнь о Роланде». Её герой - Роланд - рыцарь без страха и упрёка. Его бранная отвага так же беспредельна, как чистота сердца, как высота духа. В его сердце нет тёмных чувств даже в зародыше: так велика светлая доблесть его души. Он не может поднять меч иначе, как в защиту страждущих, в оборону правды от зла, слабых от сильных. Он чужд навязчивого искания славы ради славы. Он твёрдо верит в то, что меч дан ему для служения добру, в защиту, а не для порабощения человека. Роланд весь - воплощение воли, направленной на служение высшим целям бытия. Эта воля рождается не из физической силы, а из сердца, полного любви к родине.
В момент, когда его дружина окружена врагами, Роланд выхватывает из-за пояса свой рог и трубит в него, призывая на помощь всех верных сынов родины. И звук его рога доносится через Пиренейские горы. Это не потому, что рог Роланда волшебный, и не потому, что Роланд - сверхбогатырь; это потому, что Роланд, жертвуя собою для спасения товарищей, готов надорвать свою грудь с трепещущим от боли сердцем, лишь бы звук его рога достиг до слуха короля и заставил его придти на помощь дружине, теснимой врагами.
Этот лучший эпизод «Песни о Роланде» получил широчайший отклик в народных преданиях не одной Франции. Имя Роланда как лучшего из рыцарей, олицетворяющего доблесть и верность, стало дорогим именем по всей Европе, от Южной Франции до Норвегии.
«Песнь о Роланде» - поэтическое воплощение идеи воинской доблести и рыцарской чести. Вот отчего Роланд остаётся жить в народных преданиях многих народов. Вот отчего «Песнь о Роланде» остаётся одной из самых благородных и вечно ценных книг, какими только обладает человечество.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.