Февраль
16 февраля 1940 года в Москве состоялся первый сеанс-демонстрация нового советского изобретения - безочкового стереокино системы С. П. Иванова.
С тех пор прошло пять лет. За эти годы наш коллектив пионеров стереоскопической кинематографии прошёл интересный творческий путь. II содружестве с А. Н. Андриевским нам удалось сконструировать новый тип светосильного, а затем и сверхсветосильного стереоэкрана из микроскопических линз, который в сотни раз увеличивает яркость и чёткость изображения демонстрируемых фильмов. Мной предложен также новый принцип полного использования площади кинокадра, я решил устранить в плёнке три пары перфораций из каждого ведра, и оставил для движения ленты лишь одну пару отверстий. пробиваемую не как обычно по кромкам, а между кадрами. Это увеличило полезную съёмочную площадь стереокадра в полтора раза и дало возможность резко улучшить изображение. Таким образом, бесспорно повышены возможности всей отечественной кинематографии: новый вид перфорации упрощает существующую конструкции» проекционных аппаратов и вполне применим при съёмке любых кинокартин.
Недавно созданная в Москве по решению СНK СССР студия «Стереокино» уже приступила к производству стереофильмов, а также светосильных линзовых экранов и аппаратуры для съёмки и проекции стереги конических картин. Мы надеемся, что творческая деятельность студии, где сосредоточивается вся работа по киностереоскопии, поведёт нас к новым успехам советской кинематографии.
18 февраля 1865 года в Москве вышел в свет январский номер журнала «Русский вестник», в котором были напечатаны первые главы гениальной народно - исторической эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Роман был начат осенью 1863 года. Более года работал великий писатель над первой частью своего произведения, прежде чем отдать сё в печать.
Задумав написать роман из эпохи Отечественной войны 1812 года, Толстой решил начать его со времени нашей первой войны с Наполеоном, происходившей в 1805 году. Первая часть так и была напечатана под заглавием «1805 год»; заглавия «Война и мир» тогда ещё не существовало.
«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности», - писал Толстой в одном из писем. И, работая над романом, он тщательно изучает прошлое своего народа, перечитывает множество исторических сочинений, воспоминаний современников и художественных произведений. Прочитано было так много, что из книг образовалась, как он писал, «целая библиотека». Толстой изучал не только ход исторических событий и течение войн, по и все детали быта русских людей того времени, вплоть до костюмов. Он внимательно рассматривал портреты исторических деятелей той эпохи, вглядываясь в каждую характерную черту их лиц; встречаясь со старыми людьми, наводил их на рассказы о наполеоновских войнах и т. д.
В конце ноября 1864 года Толстой вручил первую часть романа для напечатания секретарю журнала «Русский вестник» Любимову. Ему было жалко отдавать своё любимое детище в чужие руки. «Когда мой портфель опустел, - писал Лев Николаевич жене в Ясную Поляну, - и Любимов понёс рукописи, мне стало грустно именно за то, за что ты сердишься: что нельзя больше переправлять и сделать ещё лучше».
Роман «Война и мир» стоил автору шести лет напряжённого труда. Только в 1868 - 1869 годах появился он отдельным изданием. С самого своего появления в свет, 80 лет назад, и вплоть до наших дней «Война и мир» была и остаётся одной из любимейших книг русского народа.
Стендаль однажды записал в походном дневнике:
«Почему все знаменитые французы... появились на свет, точно назначив друг другу свидание, около 1660 года? Почему все великие художники появились около 1510 года? И почему природа сделалась такой скупой после этих счастливых эпох... Неужели и музыку ожидает та же участь?»
И как бы в ответ Стендалю 22 февраля 1810 года в деревушке Желязова Воля, в польско-французской семье Никола Шопена, родился музыкант, о котором сказал Шуман:
- Шапки долой, господа, перед вами гений!...
В молодые годы гениального композитора и замечательного пианиста Фредерика Шопена Польша потеряла остатки своей независимости. Подавленное польское восстание, эмиграция лучших людей страны вызвали у польской молодёжи огромный подъём национального чувства. Шопен также был горячим патриотом. В любви к родине, к Польше, он черпал образы и чувства для своего творчества.
Двадцати лет Шопен уехал из Варшавы. С тяжёлым чувством он покидал родину. Композитор не верил в своё возвращение. Предчувствие не обмануло Шопена: ему не суждено было вновь увидеть любимое отечество.
Тело Шопена погребено на парижском кладбище Пер-Лашез. Но своё сердце он завещал только родине. Воля Шопена была исполнена. Сердце композитора друзья перевезли в столицу Польши.
Гитлеровские варвары дотла разрушили маленький домик, где родился, вырос и творил свои чудесные произведения композитор. Но польский народ, воссоздавая своё государство, восстановит и все национальные ценности, связанные с именем музыканта-патриота Фредерика Шопена.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.