Сценарий П. Павленко и Мих. Чиаурели «Клятва», отрывок из которого мы печатаем, рассказывает о событиях, происходивших в период со дня смерти В. И. Ленина до обороны Сталинграда в 1942 году.
Основными персонажами сценария являются члены семьи Петровых: Варвара Михайловна, её сыновья Александр и Сергей, невестка, жена Александра, Ксения, сынишка Александра и Ксении Петька и давние друзья семьи - инженер Георгий Георгобиани, донской колхозник Василий Рузаев, узбекский колхозник Юсуф Тургунбаев и украинский колхозник Баклан.
Бьют часы на Спасской башне. Александр Степанович, сверяя свои часы с кремлёвскими, ускоряет шаг. Тяжело отдуваясь, его нагоняет Тургунбаев. Во многом изменились они с тех пор, как мы познакомились с ними впервые. И возмужали и, быть может, несколько постарели, но - главное - выглядели теперь иначе. Чувство уверенности в себе, чувство достоинства проглядывают во всех их движениях. Догнав Александра, Тургунбаев обратил его внимание на человека впереди, который задумчиво разглядывал колокольню Ивана Великого и царь-колокол.
- Смотри, Искандер, смотри вперёд. Это обязательно будет Рузаев. Эй, Василь, зачем богу не молишься?! - прокричал он Рузаеву.
Тот недоуменно обернулся.
- А-а, Юсуф... здорово, это ты в каком же смысле? - осторожно спросил он.
- В каком, в каком... забыл, как царь-пушке молился?
- Ну... Вот ерунда-то, - возмущённо отмахнулся Рузаев и вдруг вспомнил что-то далёкое, смутное, происшедшее в раннем детстве, у дальних истоков его жизни.
- Вот, черт, вспомнил-то что!... Да ведь это двести лет назад было... - рассмеялся он, обнимая Тургунбаева. - А себя-то помнишь?
Тот молча кивнул головой.
Втроём они вошли в Большой Кремлёвский дворец, куда пешком и на машинах уже собирались гости.
В вестибюле стояла невероятная толкотня. Сотни людей раздевались у вешалок.
Расправляя свои запорожские усы, Баклан, держа в руках новенький плащ, норовил протиснуться вне очереди к миловидной гардеробщице.
Тургунбаев моргнул Рузаеву: сейчас, мол, я его разыграю.
- Культурны человек на тыщу вёрст видно, - громко произнёс он. - Которы культурны человек, он своё место держит, чужой место не держит... отсталы человек один чужой место лезит, совесть карман положил...
Баклан сдвинул брови, распушил усы, чувствует, что речь о нём, но не хочет сдаваться.
- Шо вы, граждане, до меня пристаёте, - слегка огрызнулся он, оборачиваясь. - Шо мы, у трамвая, чи шо... - и вдруг узнал Тургунбаева: - Юсу-уф?.. Здорово!
Они обнялись, хлопая друг друга по плечам.
- Давно в Москве? Что ж я тебя на съезде не бачил? Слыхал самого?
- Конечно, слыхал. Наверно, война скоро будет. А? Большое предупреждение он нам сделал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.