Костер по четвергам

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1160, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мечтает о квартире? С этим везде сложно. Но ведь можно честно и внятно объяснить человеку, что именно он должен сделать и на какие жертвы пойти, чтобы получить жилье в возможно короткий срок.

Увлекается легкой музыкой, хотел бы и сам играть, но не уверен, есть ли талант? Вот место в общежитии, при котором в красном уголке создан клуб любителей именно легкой музыки.

Любит читать, сам пробует писать стихи? Тогда – л другое общежитие, что рядом с библиотекой. Там свой красный уголок, свой клуб, мимо которого не проходит ни один приезжий литератор.

Хочет учиться дальше, главное для него – знания и стаж? Что ж, уважим и эту цель. Пусть человек получит работу не слишком денежную, но оставляющую время для занятий. А поселить его лучше в том квартале, где открылись или вот-вот откроются подготовительные курсы.

Приехал за «длинным рублем»? Не станем осуждать с порога, мало ли какие у человека обстоятельства... Может, влез в кооператив. Может, ему жизнь не в жизнь без водного туризма, а лодку с мотором на свалке не подберешь. Может, молодая супруга подарила сразу троих. Или, допустим, одинокий, но упорный изобретатель, решил год поработать во имя денег, чтобы потом два года работать во имя науки... Словом, нужен человеку «длинный рубль» – пусть его получит. Лишь бы это был честный рубль. Обычно только время спустя из многих бригад выделяются наиболее выносливые, надежные и жадные к работе. А нельзя ли попробовать формировать ударные бригады сразу, исходя из личных интересов людей?

И наконец, тот, кто едет за «туманом» (смысл этого понятия мы расшифровали раньше), должен получить «туман» самого высокого качества и по потребности. Жить интересно, неожиданно и просто хорошо – законное право молодого строителя. Поэтому уровень человеческих отношений, уровень общения на стройке должен быть высок с самого начала. И не обязательны для этого мраморные дворцы, хватит до поры и обычных красных уголков.

Правда, мы уже договорились, что общение – это прежде всего люди, причем очень квалифицированные и яркие. А дополнительные люди – это, естественно, дополнительные деньги. Но ведь деньги и так тратятся. Причем немалые. В тех же Челнах, например, во многих пятиэтажных общежитиях квартирного типа дежурят, сменяя друг друга, вахтеры. Круглосуточно. По четыре на подъезд. У всех входящих они отбирают паспорта и тем самым выясняют, какой мальчик пришел к какой девочке, и наоборот. Конечно, для человека любознательного эта информация не лишняя. Но, думаю, КамАЗ вполне можно построить и без нее. Да и как-то не увязывается город счастливых людей с четырьмя вахтерами на подъезд.

К тому же на всю эту бдительность уходят солидные средства. Надзор не за общежитием, а за одним только подъездом обходится в двести сорок целковых! А ведь это месячная зарплата первоклассного актера, талантливого режиссера, искусного музыканта, искусствоведа со степенью, тренера высокой квалификации. А руководители студенческих театров и любительских киностудий, известных на всю страну, получают вдвое меньше.

Круглосуточный вахтер – это пассивная оборона, почти глухая защита, направленная на то, чтобы разрушить козни мелких хулиганов и настойчивых влюбленных. Но, может, стоит переместить средства в сферу духовного созидания? Конкретно: отпустить на более интересную работу вахтеров хотя бы из нескольких общежитий и на освободившиеся деньги пригласить сильную группу молодых творческих работников. А уж с их помощью попытаться организовать молодежь и создать на .стройке такую атмосферу, при которой хулиганство выглядело бы занятием на редкость неинтересным, а влюбленные выучились бы определять свои отношения и без бдительного содействия вахтера...

Как-то в Челнах знакомый градостроитель показал мне эскиз школы и спросил:

– Красиво? Я восхитился:

– Красиво!

– Так вот, в натуре будет хуже, – успокоил он. – Видишь, тут нарисовано дерево, тут газон, а тут клумба. Нарисованы-то они нарисованы, но не заложены в проект...

Когда мы представляем себе будущую стройку, мы «рисуем» не только высокую культуру строительства, но и достаточно интересную, насыщенную жизнь работающей молодежи. Потом же часто забываем, что дерево не вырастет само, клумба сама собой тоже не появится, а жизнь молодежи на стройке не станет автоматически интересной и насыщенной.

Думается, мастеров общения, специалистов по свободному времени подбирать следует так же строго и целенаправленно, как и механиков, энергетиков, монтажников или снабженцев. Духовную жизнь стройки тоже надо закладывать в проект!

Костру по четвергам требуются надежные костровые.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены