Костер по четвергам

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1160, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

А вот имен руководителей мы не знаем.

Нет имен, значит, нет корифеев, нет авторитетов, как это ни грустно, нет традиций. Вычеркните из истории сцены Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Брехта – во что превратится сегодняшний театр?

Ощущение такое, что градостроители уже поняли значение клуба в жизни современного города. С архитектурной точки зрения многие центры нашего досуга вполне достойны называться дворцами. Бывает, внешне даже театр выглядит флигелем при ином Доме культуры.

Но, если хочешь знать точное время, не стоит мастерить для старых ходиков золотой футляр. Часы – прежде всего механизм.

Клуб – это не фасад и не зал, это работники клуба. Они умны и культурны – умен и культурен клуб. Они примитивны – примитивен самый роскошный дворец.

Но я не буду ругать клубных работников. В

большинстве своем они достаточно добросовестны и в меру полученного образования работают хорошо. Плоха сама мера полученного ими образования.

Недавно знакомый директор большого завода похвастался, что сумел «выбить» для художественного руководителя Дворца культуры небывалую ставку – двести восемьдесят рублей.

– Как у главного инженера, – сказал он. – А что? Зам. директора по культуре! От него зависит не меньше, чем от зама по снабжению или по быту. Город у нас небольшой, но производство сложное, специалисты нужны первоклассные. А им необходима среда. Заскучают – уедут...

Я стал хвалить директора за мудрость и дальновидность, но он отмахнулся:

– А знаешь, что было самое трудное? Не ставку выколотить, а найти человека, которому не жалко платить такие деньги...

А в самом деле, где найти человека? Где отыскать гроссмейстеров общения, профессоров свободного времени, специалистов по духовной жизни нашего сложного, требовательного, ироничного современника?

Среди гуманитарных вузов институты культуры стоят по престижу едва ли не на последнем месте. Их основной уклон – по-прежнему художественная самодеятельность в традиционных своих формах: драм-, хор- и танцкружки. До сих пор идут дискуссии: может ли самодеятельность быть экспериментальной? Боюсь, нынче она уже не может не быть экспериментальной: ну, кого привлечет идея поставить спектакль, совсем как в театре, только, естественно, похуже, со скидкой на любительство?

Кстати, любопытная вещь: большие наши драматические режиссеры охотно идут в студенческие коллективы и используют их для творческих поисков, на которые иной раз не могут решиться у себя на профессиональной сцене...

Впрочем, самодеятельность – лишь часть проблемы.

Главное в другом: чтобы организовывать и направлять духовную жизнь не только рабочей молодежи, но и, естественно, технической интеллигенции в тех же Челнах, или в Тольятти, или в Навои, или на БАМе, нужно обладать духовной культурой самого широкого диапазона и самого высокого уровня. Такой культурой, чтобы специалист с гордым университетским значком смотрел на тебя с уважением и некоторой завистью...

В этих заметках я пишу в основном о молодых рабочих. Но ведь уезжают со строек не только они. Часто не приживаются и люди постарше, крупные, трудно заменимые специалисты, от квалификации и энергии которых зависит в деле слишком многое. Как их удержать? Квартирой? Такие квартиру получат везде. Деньгами? Таким везде хорошо заплатят. Интересной работой? Но сегодня в стране интересной работы столько, что глаза разбегаются.

Просто и мудро сформулировал проблему знакомый мой хитроумный директор: заскучают – уедут...

И здесь духовный стимул выходит на первый план!

Нужна, просто необходима высшая школа общения – самый элитарный из гуманитарных вузов. Школа, студенты которой, помимо прочих предметов, овладевали бы психологией общения – этим сложным и тонким искусством. Школа, выпускающая специалистов, широко эрудированных, ориентирующихся в самых разных областях культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены