Копорский замок

Л Успенский| опубликовано в номере №321, сентябрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

В мае 1919 года на Петроград наступали соединенные силы русских белогвардейцев и интервентов. Им помогали шпионы и диверсанты, засевшие в тылу, и офицеры - изменники, пробравшиеся в ряды Красной Армии. Советские войска оказывали врагу героическое сопротивление и отстаивали каждую пядь земли. В конце мая в Петроград прибыл товарищ Сталин. Под его руководством Красная Армия перешла в решительное наступление. К концу августа белогвардейцы я интервенты были разгромлены и прогнаны с советской земли.

Комсомолец Вася Федченко, герой романа Л. Успенского, - командир одного из красноармейских отрядов, самоотверженно оборонявших подступы к Петрограду в разгар наступления белых. Событиям, описанным в отрывке, который мы помещаем, предшествовало следующее: Вася Федченко получил приказание как можно дольше удерживать Копорский замок, чтобы спасти части Красной Армии от окружения и разгрома.

Стастливы люди, на долю которых не однажды выпадали особые дни. Большие дни.

Долгие месяцы и годы жизнь человека течет, как река в спокойном пологом русле. И вдруг берега начинают тесниться все ближе, скалы вздымаются все выше и выше. Течение становится быстрее. Впереди слышится невнятный, смутный гул. По воде пробегает легкая рябь. Она словно предупреждает о чем - то шумном, стремительном, прекрасном, что лежит там, на пути. Но о чем?

Ближе и ближе... Последний поворот - внезапно вся река (вся жизнь!) одним взмахом, с грохотом и гулом, пенясь, брызжа, гудя, повитая облаками водяной пыли, сияя мимолетными радугами, обрушивается в шумную бездну водопада.

Жизни Васи Федченко, семнадцатилетнего паренька, суждено было докатиться до такого водопада к половине шестого утра 22 мая 1919 года. Но сейчас было еще рано.

Сейчас маленькие ручные часы с решеткой «а запястье у Стаса Гусакевича показывали только пять часов пятнадцать минут.

Вася пристально вглядывался в даль через пролом в копорской крепостной стене.

За проломом, прямо внизу, зеленел очень глубокий овраг. Дальше, за оврагом, расстилалось широкое плоское поле. Серая змея дороги тянулась по нему наискось, слева направо.

Тихое летнее небо, чистое, без единого облачка, покрывало все это, ложась краем на лес. Но тишина была теперь враждебной, подозрительной, опасной. Как раз оттуда, из этого мирного леса, каждую минуту мог показаться враг...

Левее Васи небольшое углубление, которое вода за сотни лет выдолбила в полуразрушенной стене. Там, прикрытый связанными ветками бузины, стоял теперь «максим».

Косясь в его сторону, Вася видел лежащего на животе около пулемета Стасика Гусакевича - наводчика. Стась то и дело оборачивая в Васину сторону живое свое сероглазое лицо, ухмылялся, подмигивал. Он одновременно хотел и подкрепить, ободрить Васю и получить от него ободрение. Фуражка его была перевернута задом наперед, чтобы не мешал козырек. Из - под околыша выбивались светлые ухарские кудри.

Петр Шарок, вечный помощник наводчика, то присаживался на корточки, то опускался на одно колено поближе к Васе, за бузинным кустом. Он хлопотал над коробкой с патронной лентой. Много таких суставчатых лент пропустили за время войны его цепкие мужицкие руки!

Вася видел то полы его шинели, то серую мерлушку маленькой папахи... Третьего, Бароничева, пришлось поставить на подноску патронов из тайника: запас лент хранился в куче щебня, в глубоком подвале той башни, что правее ворот. Ежеминутно Бароничев пробирался оттуда сквозь крапиву с новым зеленым ящиком в руках.

Недалеко от «максима» стояло на земле ведро с водой, вернее, большой подойник с носиком. Ведать этим делом поручили Марусе, финской девушке. Вода, конечно, понадобится, ствол наверняка прогреется. Правда, Вася несколько раз сердито сказал ей, чтобы она уходила прочь... Ну ee! Опасно ведь все - таки! Но тут девушка проявила совсем не военную строптивость. «Нет, не уйду, начальник! - вовсе не почтительно ответила она, сердито блеснув глазами. - Не надо сказать так: уйди! Наш папа есть там. Мария есть здесь... Не уйду!...» Девушка осталась. Ей дали дело. За пять минут до начала боя человек может увидеть многое. В глаза ему сразу бросается и то, и другое, и третье: и серый в широкую клешу платок на плечах у женщины и мелко дрожащий на ветру лист бузины; то жаворонок, который, трепеща, поднимается там, над оврагам, то коза, мирно вышедшая вдруг из - за каменного уступа стены и с глупым недоумением - «Мэ - э - э?!» - уставившаяся белыми глазами на людей у пулемета.

Людей мало, надо быть сразу и за командира и за дальномерщика - наблюдателя. Надо следить, следить, внимательно следить! Нужно не пропустить мига, когда они появятся там, возле далекого сизого леса... Заметить сразу!

Но как раз это Васе не удалось, да и не могло удаться: расстояние было слишком велико.

Только тогда, когда ближний красноармеец за оврагом вдруг, обернувшись к крепости, закричал что - то неслышное, когда вдруг сразу прерывисто, горохом, по кустам побежала торопливая, сбивчивая дробь винтовочной стрельбы, когда высоко в воздухе над старой крепостной стеной точно свистнул маленький хлесткий кнутик и первая вражеская пуля, чмокнув, подняла над камнями легкий вихорок пыли, - только в следующее мгновение Вася увидел их там, вдали.

Маленькая черная кучка высыпала из лесу на дорогу. Почти тотчас же она растеклась горсточкой муравьев во все стороны. Крошечные далекие фигурки, еще чуть видимые, но уже ненавистные и опасные, бросились врассыпную по ржи. И сейчас же жизнь Васи Федченко хлынула вперед стремительным, бурным каскадам.

Если очевидцы будут вам описывать подробно какой - нибудь бой, - не верьте им. Описать бой во всех деталях невозможно. Бой - точно лавина в горах. Он готовится, накапливается долго, очень долго. И пока он готовится, время то растягивается, то сплющивается.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я свидетельствую

Перевод с испанского И. Лейтнер