Каждая отдельная минута длится целую вечность, а все вместе они мчатся мимо, словно бешеный поток. Щеки людей горят. Дыхание спивается. Сердца готовы разорваться от напряжения. Ну! Ну, скоро ли? Скоро ли наш черед? Когда же мы?.. И вдруг все рушится... И тогда уже наоборот: каждая отдельная минута мелькает мимо, как искра в ночи. Зато все они, сложенные вместе, растягиваются на долгий, бесконечный срок...
Минуту тому назад все было еще совсем тихо. Потом Вася скомандовал: «Огонь!» и сам не узнал своего голоса. В тот же миг сухой, безнадежно мертвый стук пулемета отгородил его от всего мира, точно удручающе ровный а частый железный забор.
Вот гребень оврага напротив. Он весь ощетинился невидимой острой бахромой винтовочных выстрелов...
Вот дрожащий, дымящийся, пришедший в исступление пулемет. Стась Гусакевич вцепился в ручки затыльника. Локти его крепко стоят на дернинках, лежащих на каменной плите, губа закушена. Большими пальцами обеих рук он с силой нажимает на спусковой рычаг. Петр Шарок стоит рядом на коленях. Он бормочет что - то невнятное. Он побледнел, но руки его точно, бережно и быстро, без всяких задержек, легкими движениями поправляют бегущую в приемник ленту. Очередь! Тах - та - та тах - та - та - та... Пошла!
Далеко впереди, на полевой дороге, среди ржи, Вася видит легкие дымки рикошетов. Они быстрым веером рассыпаются по холму, бьют прямо по цепи противника...
... Пулемет в Копорской крепости оказался совершенной неожиданностью для наступавших ингерманландцев. Идя от Ивановского, они думали с ходу ворваться в деревню. Они вышли на открытое пространство плотной кучей. Минуту спустя они снова отхлынули в лес.
Почти тотчас же по дороге из лесу карьером подоспели двуколки с двумя пулеметами. Солдаты в странной разномастной форме, обутые кто во что: одни в канадских тяжелых ботинках, другие в самодельных финских поршеньках - «раяшках» без каблука, - бросились устанавливать пулеметы в ямы, когда - то и кем - то вырытые у леса. Под прикрытием их огня в наступление пошли еще три цепи...
Маруся Урболайнен торопливо налила из ведра воды в кожух «максима» и отошла в сторону, за стену.
Вася опять закричал:
- Огонь, Стась, и перемени прицел!
Винтовки из оврага били часто, торопливо, перебивая друг друга. «Максим» снова заработал. И вдруг смолк. Что? Что? Стась?!
Стась Гусакевич резко отпрянул назад. Он схватился за руку, УПАЛ на бок и, подминая под себя высокую траву, покатился вниз, в крапивные заросли...
- Ой! Ой! Ой, как же?.. - тоненько, испуганно ахнула, бросаясь к нему, девушка. - Ой, что это?
Вася не мог, не имел времени вглядываться в то, что там произошло. Или, может быть, он видел все это, но не успел понять? Он кинулся к «максиму», перескочил через коробки патронов, упал ничком...
... Он лежит теперь на острых мелких камнях, упираясь локтями в щебень. Перед ним дрожит косой зеленый щиток. В ладонях отдается неистовое биение шероховатых ручек затыльника.
Ушам больно от непрерывного грохота выстрелов, от металлического судорожного стука бешено мотающейся справа рукоятки.
Сколько времени это продолжается? Полчаса? Два часа? Три?
Далеко - далеко за щитком, по зелени озимого поля опять, в сотый раз, бегут люди.
Затыльник легким усилием подается книзу.
- Петя, ленту!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.