Да и откуда быть помощи, ведь весь «педагогический» стаж у Н. И. Горбенко до того, как стала директором, год работы воспитателем в группе продленного дня. Почему же именно она стала директором? Вопрос, ответ на который не могут (или не хотят) дать даже в облоно. Уж там-то, наверное, знают, что руководителем, которому принадлежит ведущая роль в коллективе, должен быть опытный педагог. Разве доверят, к примеру, начинающему судоводителю капитанский мостик? Так неужто работа директора школы, на плечах которого судьбы подрастающего поколения, менее ответственна? Конечно же, нет! Тем более на удаленном от Большой земли острове, где школа является организующим, направляющим началом и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к каждой семье.
В соловецкой же школе даже у начинающих педагогов нет доверия к руководителю. Одна учительница с недоумением и горечью рассказывала:
— Поначалу было так: возникнет хорошая идея, бегу к директору обсудить, поделиться. А потом стала замечать: в самый разгар моего энтузиазма у Нины Иосифовны холодеют глаза. Однажды и вовсе вскинулась: «Тебе что, больше всех надо? Или перед облоно выслужиться хочешь?» Руки опустились...
— Однако, — добавляет другой учитель, — если в школе какое-то хорошее мероприятие пройдет, директор не забудет в своих отчетах упомянуть: «И мы пахали...»
Все, с кем я разговаривала, просят об одном:
— Только наших фамилий не упоминайте. Горбенко мстительная. Если узнает, что против нее говорили, житья не будет. А молодым учителям такие характеристики даст — не отмоешься...
Вот оно что! Значит, если хочешь жить без хлопот, живи «тише воды, ниже травы», будь покладистее, сговорчивее, услужливее, забудь про интересы школы, о совести, о чести, 6 том, что звание тебе — Учитель. А это значит, что твоя культура, моральные устои, все поведение — живой пример для ребят. Но каким будет этот пример? Чему научит учитель, в котором ценится лишь одно качество — гибкость его позвоночника? И как стать хорошим учителем в школьном коллективе, где нет единства трех составных частей: ученик — учитель — директор? То есть, по сути дела, нет самого коллектива. Ведь настоящий коллектив — это, как известно, не просто группа людей, а живой, сильный организм, в котором каждая здоровая клетка взаимосвязана с другой. И если он слаб, то каждый нарывчик на нем болезнен. Искалечить его, разрушить может любой самодур, тем более, если этому самодуру доверено руководство коллективом.
Мне, как землячке, соловчане доверяют многое. Но и предостерегают меня: «Горбенко — ужасный человек. С ней никто ничего не может сделать. Вывернется, извратит каждое слово, в итоге ты окажешься виноватой, а она незаслуженно обиженной страдалицей. Оборотень какой-то, а не человек».
Ни дать ни взять Фома Опискин в юбке. Правда, с существенной разницей в облике. Директор — молодая. и красивая женщина. Ну, как тут не войти в положение некоторых «борцов за справедливость» из Соловецкого исполкома и Архангельского облоно?
Вот и предисполкома сельсовета Джавадов перед моим отъездом заверял, что справится с Горбенко своими силами: зачем, дескать, выносить сор из избы? А потом получаю от него письмо: «...Вопрос этот стоит очень остро. Огромное неудовольствие выразил заведующий облоно тов. Корнеев. Однако, правда должна восторжествовать. Ведь и для меня моя Россия начиналась с Соловков...»
Но вот читаю письмо от секретаря парторганизации острова А. В. Костина: «Все обещанное Вам Джавадовым оказалось пустым звуком. Я почти один «в поле воин». К тому же я стар, а тут нужны большая выдержка и нервы...»
Долго искать корень зла не нужно — это безнаказанность. Именно она ведет к неверию в справедливость, к равнодушию и откровенной трусости людей, соприкоснувшихся со злом. Именно она, безнаказанность, разжигает самоуверенность и бесстыдство вершителей неправых дел. А какой пример детям, в которых эхом отзываются слова и поступки взрослых! Что будет с теми, кого на линейках при всех директор называет «дебилами», «кретинами», «недоносками»?
Одна учительница вспоминала:
— Директор как закричит, а сердечки-то детские, с кулачок, так и сжимаются от страха...
Бороться с Горбенко пытались. Учителя писали в «Учительскую газету», обращались в облоно. Даже дети в «Пионерскую правду» жаловались. Жалобы возвращались с резолюцией: «Разобраться на месте». Облоно ограничивался проверкой «уровня преподавания». Почему?
— Коллективного письма от учителей не было, — объяснил заведующий облоно А. Н. Корнеев. Однако и обнадежил: — Работа Горбенко не вызывает хорошего впечатления. Примем меры, о результатах сообщим...
Воз, как говорится, и ныне там.
А ведь какой испуганной, жалкой была Нина Иосифовна, когда прибежала ко мне в гостиницу в день отъезда. Чуть свет явилась: «Давайте еще раз поговорим, я вчера была не подготовлена к интервью. Зайдите в школу, отчеты мои посмотрите...»
С отчетами у Горбенко, не сомневаюсь, все в порядке. Но что общего между этими отчетами и реальной работой по воспитанию детей? Какими они будут, когда окончат школу? И с кого тогда спросить, если кто-то из нынешних соловецких школьников недополучит так нужных им доброты и милосердия, бескорыстия и чистосердечия? Кто ответит за недостаток у них внутренней культуры, порядочности, которая не восполняется никаким самым высшим образованием?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На рабочем столе писателя остались наброски и заготовки к повести «Две ночи» («Разлучение душ»). Первая глава повести, которая названа «Ночь первая», по мнению писателя, была уже завершена
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин — чемпионы мира по фигурному катанию
XXVII съезд КПСС требует от нас...