Матросу-новичку надо дать отчетливо и ясно понять, что, ступив на палубу судна, он попадает в своего рода особый водницкий мир, в особую обстановку, в общество ловких, мужественных и сильных людей. Не последнее место в создании этой обстановки должна играть чисто внешняя, ритуальная сторона.
Атрибутика нужна и важна. Нужно продумать ритуал подъема и спуска флага. Нужно подумать о названиях судов взамен безликих номеров и литер. Надо позаботиться, как более торжественно обставить прибытие и уход судна.
Анонимное письмо рулевого, которое я привел выше, вызвало поток читательских откликов. Редакция газеты «Большая Волга» часть из них опубликовала. Как водится, нашлись сторонники и противники. Дискуссией заинтересовались работники пароходства. Решено было внимательно разобраться во всех суждениях и замечаниях. Мне представилась возможность быть на совещании у заместителя начальника пароходства Виктора Дмитриевича Сидорова, собравшего компетентных лиц для обсуждения вопросов, поднятых в ходе дискуссии. Совещание длилось больше трех часов. Говорили взволнованно, озабоченно, по-хозяйски всесторонне.
Рассказывать об этом совещании не входит в намерения автора, тем более что о многих проблемах уже упоминалось выше. Следует только сказать, что по итогам дискуссии издан приказ начальника пароходства, намечены дельные мероприятия, назначены сроки проверки исполнения.
В новой пятилетке произойдет дальнейшее пополнение волжского флота новыми судами. Пароходство ожидает получить около пятидесяти крупнотоннажных теплоходов типа «Волго-Дон», свыше двадцати пяти секционных составов грузоподъемностью по 8 тысяч тонн, мощных буксиров-толкачей типа «Маршал Блюхер» с составами по 16 и более тысяч тонн. Намечено строительство большого количества барж-бункеров, грузовых катамаранов, грузовых теплоходов смешанного (река — море) плавания. Пассажирский флот тоже пополнится новыми судами и перевезет за пятилетку более четверти миллиарда людей.
Все это звучит великолепно и внушительно. Но вот какая закавыка. Специалисты знают, что речной транспорт является одной из самых, как говорят, фондоемких отраслей народного хозяйства. Основные фонды Волжского пароходства составляют тысячную часть всех основных фондов народного хозяйства нашей страны. Иными словами, пароходы стоят дорого.
Автор не хочет прослыть ретроградом, но вопрос напрашивается сам собой: только ли в пополнении флота решение проблемы? Имеющиеся суда простаивают около половины навигационного времени... Это, кстати, мнение не только мое. Вот что говорил начальник службы перевозок и движения флота пароходства Н. Горьков:
— Флот пароходства растет, а резкому сокращению его простоев достаточного внимания не уделяется. Ни разговорами, ни приказами это дело поправить нельзя. Необходимо в первую очередь увеличивать перегрузочные мощности, развивать портово-пристанское хозяйство, строить рейдовый флот...
И здесь потребуются руки, потребуются люди новых для Волги профессий...
Объем перевозок, осуществляемый речным транспортом страны, за год составляет около четырех — шести процентов от общего объема перевозок груза всеми видами транспорта. И этот уровень стабилен. Об этом надо помнить, что, конечно же, нисколько не преуменьшает роль речного транспорта. Зерно, лес, минерально-строительные грузы, цемент во все времена будет выгодно перевозить этим дешевым видом транспорта. Год от года будут расти и туристские перевозки и перевозки на скоростных судах, то есть, пока есть Волга, будут существовать волгари — работящий, великолепный народ. Одного из них спросили:
— За что ты любишь Волгу? Речник ответил:
— За что? Так она же, как жизнь, — одна. А кто же не любит жизнь?
Не всегда и не всякому суждено это понять. Но уж если кто поймет, тот непременно станет волгарем.
Потому-то я и позволю привести здесь ответ начальника отдела кадров пароходства В. П. Гордова адресату из Дзержинска: «Дорогой Слава! Это очень хорошо, что у тебя есть мечта — стать речником. Мечта в люди выводит. Если мечта твоя серьезная и ты очень хочешь стать работником речного транспорта, ты этого обязательно добьешься. А для исполнения твоего желания в городе Горьком имеются следующие учебные заведения...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.