Война застала меня в больнице. Ко мне в палату прибежали девчата и еще с порога крикнули:
- Шура, знаешь: война! У нас все ребята на фронт собираются. Девушек, кажется, не берут.
Они посидели у меня недолго. Торопились в военкомат.
Было невыносимо лежать из - за какой - то пустяковой операции, когда кругом все жило бурно и стремительно. Ребята приходили ко мне каждый день. Они были взбудоражены, по их словам получалось так, что наш завод нестерпимо отстает:
- Курсов сестер у нас нет. Пулеметчиков мы не готовим. Стрелять - мы не стреляем... Мы на фронт хотим, а кому мы там нужны? Ничего делать не умеем.
Потом они спохватывались и говорили:
- Ты лежи, лежи. Все уладится, все будет, как надо, - и уходили взволнованные.
Мне невозможно было больше лежать. И доктор, наконец, выпустил меня.
Я пришла на завод, сразу окунулась в бурную, кипучую комсомольскую жизнь и забыла асе на свете, кроме того, что я секретарь комитета комсомола и что мне и всем нашим ребятам надо как можно быстрей получить военную специальность.
Мой лучший друг уехал на фронт: он моряк. По - иному мы думали с ним организовать свою жизнь в этом году. Война разбила наши планы. Но ничего не поделаешь: есть на свете вещи поважней, чем личное счастье. Он уже побывал в битвах, получил боевое крещение огнем и железом. Он не знает еще, что я тоже собираюсь на фронт. Хорошо бы попасть в одну часть с ним! А, впрочем, может быть, как раз лучше быть друг от друга подальше, не думать ни о чем, кроме дела, а встретиться уже после войны.
У нас на заводе среди комсомольцев и комсомолок нет ни одного, кто бы не стремился на фронт. Но с голыми руками воевать не пойдешь. Мы решили: каждый из нас должен иметь военную специальность.
Сначала расскажу о девушках, так как у нас в организации сейчас больше девушек, чем мужчин.
Все наши девушки - комсомолки и некомсомолки - хотели стать сестрами. Это было не так просто. У нас в городе и так перевыполнили задание - сестер готовится больше в несколько раз. Нашей организации дали всего - навсего пять мест. Прямо хоть жребий кидай! Мы обсудили на комитете. Это было самое длинное заседание за время войны. Наконец, решили послать на Kуpсы сестер Надю Мясникову, Лиду Бурову, Лелю Сидорову, Люсю Сарайкову и меня. Остальных девушек обучать санитарному делу, создать несколько сандружин.
Так и сделали. И вот у нас пять будущих сестер. Все мы северянки, все лыжницы, члены спортивного общества «Стрела». Мы c Надей Мясниковой участвовали в лыжном соревновании ВЦСПС. Я заняла, правда, всего шестое место. Но как - никак это было всесоюзное соревнование. Леля Сидорова - лыжница и парашютистка. Люся Сарайкова самая молодая из нас, самая худенькая, самая упрямая. Мать не хотела было отпускать ее на курсы.
Но Люся настояла на своем и вот ходит, учится.
Мы живем за Волгой, а госпиталь, где мы проходим практику, на противоположном берегу. Последний пароход на нашу сторону уходит в одиннадцать часов вечера. От пристани нам еще шагать километра по три - четыре, а Лиде Буровой - и все пять, но ничего, шагаем.
Остальные девчата в сандружине. Они уже смирились с этим и даже задирают нас: «Еще посмотрим, кто из нас раньше на фронт попадет, от кого там пользы больше будет. Вы только сестры, а мы дружинницы и бойцы: умеем стрелять, гранату кидать, пулемет изучаем». Это верно, они очень серьезно овладевают стрелковым делом. Но что касается сестер, то нас тоже обучат владеть винтовкой или наганом. Без этого на фронте нельзя.
Несколько наших комсомольцев в группе пулеметчиков. Они уже изучили материальную часть пулемета, уже стреляли, проводили тактические занятия. Лейтенант Беликов - руководитель пулеметного взвода - доволен успехами наших ребят.
Занятиями мотоциклистов руководит инженер нашего завода, комсомолец Чихеев. Он уже выпустил две группы мотоциклистов. Ребята прошли практику и получили звание водителя мотоцикла. Скоро будет выпущена третья группа.
Есть у нас кавалеристы, связисты, снайпера.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.