Получив задачу, командир еще раз окинул взглядом строй. Перед ним стоял взвод пехоты: сорок бойцов, четыре стрелковых отделения. Казалось бы, небольшая горсточка людей. Но командир хорошо знал, какой огневой силой располагает эта горсточка. Каждый стрелок может выпустить в минуту десять пуль. Значит, сорок человек могут выпустить в минуту четыреста пуль. Четыре ручных пулемета по восемьдесят пуль каждый - триста двадцать. Итого взвод может выпустить по врагу в течение одной минуты семьсот двадцать пуль.
Большая огневая сила была сосредоточена в руках у командира, но и задача, поставленная перед ним, велика и ответственна. Взвод должен оборонять район шириной по фронту о триста метров. Командир взвода приступил к оценке обстановки, используя для этого данные, полученные от командира роты, и свои наблюдения. Он постарался, по возможности, полно представить, с каким противником ему придется иметь дело. Тщательно изучил местность, на которой должен был разыграться бой.
Затем командир стрелкового взвода вызвал к себе командиров отделений.
Кратко, просто и ясно изложил командир свое решение, указал ориентиры, сообщил основные сведения о противнике. Он наметил, как будут распределены силы и средства, поставил каждому отделению конкретную задачу. В заключение командир объявил сигналы и условные знаки для связи, назначил место взводного патронного пункта и указал месторасположение ротного санитарного пункта. Это и был боевой приказ.
Командиры отделений четко повторили поставленные им задачи. Взвод приступил к организации обороны.
Каждый боец знал, что с помощью своего личного оружия, а также с помощью приданного взводу станкового пулемета, дающего до трехсот выстрелов в минуту, необходимо разбить наступающего противника еще до его подхода к району обороны и не допустить его до атаки. Если же враг вторгнется в оборонительный район, надо штыком и гранатой уничтожить его.
Командир выбрал наблюдательный пункт, с которого хорошо был виден весь район, установил связь с артиллерийским наблюдательным пунктом. Бойцы взвода по его указаниям отрывали окопы, щели я ходы сообщения, устанавливали препятствия, оборудовали наблюдательный пункт командира.
Наконец, все работы закончены. Впереди расположились два снайпера. Их задача - уничтожать командный состав и пулеметные расчеты наступающего. Огонь они могут вести только с разрешения командира взвода.
Вскоре командир услышал в северном направлении артиллерийскую стрельбу, а затем и ружейно - пулеметную.
В это время командир роты сообщил, что на боевое охранение надвигается противник силой до роты. Сдерживая противника, боевое охранение под прикрытием артиллерийского огня отошло за высоту. Противник начал артиллерийскую подготовку, а затем перешел в наступление.
В ходе боя командир взвода, ни на минуту не забывал свою основную задачу - управление огнем. Взвод должен уничтожить противника, не допустив его до атаки. Как дирижер управлял командир взвода то теми, то другими участками своего гремящего «оркестра». Он то сосредоточивал, то разделял огонь, то давал заявку артиллерийской батарее, поддерживающей роту.
Противник постепенно усиливал огонь, и под его прикрытием в долине реки успело накопиться два взвода пехоты. По просьбе командира взвода сюда был перенесен минометный огонь. В это время на кургане заметили наблюдателя противника, и сразу же снайперы получили задание уничтожить его. Затем командир взвода через связного передал просьбу командиру роты подавить пулеметную батарею противника, находившуюся на высоте.
Поднялась в атаку вражеская пехота. Командир направил все огневые средства взвода на низко пригнувшиеся фигурки вражеских пехотинцев. Противник не выдержал этого спокойного, хорошо организованного огня. Солдаты залегли и начали отползать назад, к берегу реки. Бой затих. Командир воспользовался этим для того, чтобы уточнить потери. Три бойца были ранены, семь убиты. Выбыл из строя один ручной пулемет.
Сгущалась темнота. Командир взвода, готовясь к ночи, изменил расположение отделений. Делалось это для того, чтобы ввести противника в заблуждение; ведь во время боя он успел разведать расположение бойцов и огневых средств. Вперед были высланы дозоры и секреты...
Утром противник снова попытался прорваться к высоте, и тогда командир взвода, нанеся своим огнем врагу тяжелые потери, поднял отделения в атаку. Враг был уничтожен, пять солдат взято в плен. Противник отступил я перешел к обороне. А на следующее утро взвод получил приказ перейти в наступление и овладеть высотой 92,7. Теперь бойцы должны были добиться того, что не удалось противнику.
Новая сложная задача потребовала от командира тщательной подготовки. Чтобы выполнить приказ и решить поставленную взводу задачу, необходимо было: скрытно и быстро сблизиться с противником на дистанцию, позволяющую использовать огневые средства; сочетая огонь со смелым и решительным продвижением, достигнуть исходного рубежа для атаки; стремительным броском ворваться в расположение врага и уничтожить его в рукопашном бою.
До тех пор, пока позволяли условия местности и огонь противника, взвод двигался в общей колонне роты. Но вот командир роты отдал приказ расчлениться. Командир взвода вывел своих бойцов из общего строя, оставив при командире роты связного и назначив наблюдателя, который должен был следить за сигналами ротного командира. Затем взвод двинулся вперед по указанному ему направлению, используя каждое укрытие, каждую ложбинку.
Все ближе и ближе ложатся снаряды, все чаще взвизгивают пули. Командир расчленил взвод на отделения. Стремительными перебежками бойцы двигались вперед. Внезапный артиллерийский огонь обрушился на них. И сразу же резким броском вперед взвод вышел из сферы обстрела и продолжал неуклонно сближаться с противником.
Это был первый этап наступления. Взвод находился под непрестанным артиллерийским обстрелом, а свои пулеметы использовать еще не мог. Вот почему командир стремился как можно быстрее закончить сближение.
Наши пулеметы открыли огонь. Получен приказ снова продвинуться. Взвод развернулся, заняв по фронту до 150 метров. Тщательно маскируясь, бойцы продвигаются от рубежа к рубежу, не открывая огня. Только в тот момент, когда дальнейшее движение стало невозможным, командир отдал приказ открыть огонь. Теперь возникли одновременно две задачи: неуклонное продвижение вперед и подавление огневых точек врага. Пока одно отделение ведет огонь, остальные бросаются вперед. Пулеметчики, выбрав позиции в промежутках между наступающими отделениями, поддерживают своим огнем их продвижение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.