Комсомольский вожак: каким он должен быть сегодня

Ал Осипов| опубликовано в номере №906, февраль 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

... В одном большом городе на востоке страны мне рассказали грустную историю. Одного парня-художника, не без таланта, но с надрывчиком, взяли в обработку под углом борьбы с абстракционизмом. Парень был не более абстракционистом, чем взявший его в оборот комсомольский секретарь. И тот надрывчик, который могло бы устранить простое желание искренне разобраться в его природе, только углубился: художник ушел в свое заблуждение, как черепаха в панцирь, ушел потому, что комсомольский вожак просто-напросто не смог разобраться в его творчестве.

Я вспоминаю Николая Белича, секретаря Петропавловского горкома комсомола. Теперь он уже бывший секретарь, и не последнюю роль в том, что он стал бывшим, сыграло как раз то обстоятельство, что выше других на голову Белич был исключительно в силу своего служебного положения: я считаю, я думаю, я предлагаю... А за этими «я» стояло только административное право, за этими «я» не было права морального - того права, которое дает широта взглядов, глубокая эрудиция, настоящий интеллект.

- Интеллект... Ну, хорошо... Я знаком с теорией разбегающейся вселенной, я чувствую, чем отличается настоящая живопись от цветной фотографии... Но человек может обладать этими знаниями только для себя, носить их, как роскошную булавку в галстуке. Кому они тогда нужны, эти знания?

Это слова Евгения Попушоя

На голову выше... Я еще раз возвращаюсь к этой мысли Геннадия Тереца и чувствую, с какой заботой о комсомоле, с какой заботой об авторитете комсомола подошли в Кишиневе к выборам вожака городской комсомольской организации. И, может быть, даже не столь важно то, что Евгений по-настоящему умен и эрудирован, сколько важно то, что интеллект этого доброго парня светится. Он освещен изнутри светом большого сердца, и на этот свет идут люди...

- Мы хотим, чтобы линия на глубокую психологизацию комсомольской работы стала главной в деятельности горкома комсомола. Главной и всеобъемлющей. Она должна протянуться до каждого комсомольца, а их в Кишиневе около сорока тысяч!

А. С. Константинов, первый секретарь Кишиневского горкома партии

Когда дядя Санду говорил двадцать лет назад о предстоящем двадцатилетии, он имел в виду свой родной Кишинев. Но двадцать лет прошумели над всей страной, и это были годы, которые вывели нашу страну на рубежи развернутого строительства коммунизма. Изменился не только Кишинев. Изменилась вся страна. Самые разительные перемены произошли с людьми.

Я слышал, как спорили об итальянском кино механизаторы под Кустанаем. Меня загоняли в угол рудненские горняки и требовали, чтобы я объяснил им, почему на одну доску ставят поэзию Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского. На станции Тобол, где я однажды сутки дожидался поезда, две девчонки - может быть, доярки, а может быть, птичницы - сидели, склонившись, над журналом и вчитывались в строки о памятниках Флоренции и Баальбека.

И дело тут не только в уровне образования. Дело тут прежде всего в самом главном требовании, которое предъявляет человеку наша действительность: отдать все богатство своей души строительству коммунизма.

Я хотел бы здесь оговориться на тот случай, если кому-либо покажется, что разговор идет о взаимоотношениях между комсомольскими вожаками и творческой молодежью. Нет, проблема гораздо шире, потому что шире и само понятие «интеллект».

Человек разбирается в живописи? Хорошо! Чувствует музыку, поэзию, балет? Отлично! Но я вспоминаю, как Ленин сказал, что не знает ничего лучше «Аппассионаты», и думаю, что это была не только эстетическая, но и политическая, идейная оценка бессмертного творения Бетховена. Любое явление нашей жизни - будь то новая поэма, будь то повышение производительности труда на три процента - имеет глубокий философский смысл. Специалисты называют его «сущностью явления» и утверждают, что сущность эта никогда не лежит на поверхности... Специалисты правы.

Давайте перелистаем отчетные доклады комсомольских секретарей - это особенно относится к среднему звену комсомольских руководителей- и посмотрим, как говорят они хотя бы о той же производительности труда.

- Иванов выполняет норму на 180 процентов, Петров - на 176, Сидоров - на 190...

А почему на 190? Что движет Сидоровым? Может, он не передовик, а наоборот - рвач? Попробуйте найти в иных отчетах ответ на эти вопросы! Но ведь нельзя же вечно обходить их стыдливым молчанием, нельзя вечно ограничиваться голой констатацией фактов, нельзя вечно барахтаться на поверхности. Комсомольский вожак- это прежде всего политический деятель. Следовательно, интеллект его, как, впрочем, и интеллект любого комсомольца, должен базироваться на высокой идейности, на идейности, которая ничего общего не имеет с попугайским заучиванием двух-трех ходячих лозунгов, на идейности, которая идет от глубокого знания законов развития общества, от умения руководствоваться этими законами в каждом конкретном случае.

Комсомольский вожак не имеет права на некий «средний уровень», на посредственность, серость: он руководит людьми, а значит, обязан помогать им извлекать из глубины сердец все, что есть в них светлого, высокого и ценного. Он руководит людьми, а значит, он должен быть всесторонне развитым человеком. И авторитет его должен основываться не на занимаемой должности, а на высоких показателях сердца и разума.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены