В конце 1926 года была организована, по типу «Молодой гвардии», группа комсомольских писателей и поэтов - «Молодняк», которая сейчас является одним из основных звеньев украинского пролетлитературного движения.
С самого начала «Молодняку» пришлось отбивать атаки и самому штурмовать такие, твердыни шовинизма и национал - демократизма, как «Ваплитэ», с ее ориентацией на запад и махровым лозунгом «Вон от Москвы». В деле разгрома «Ваплитэ» «Молодняк» проявил свой комсомольский энтузиазм, был первым из нападающих.
В творческом отношении «Молодняк» пошел по линии отказа от схематизма, примитивизма, подражательности народному эпосу.
Одним из пионеров комсомольской поэзии на Украине является Павло Усенко. Его выступление в литературе стало сразу примечательным. Сборник бодрых стихов «КСМ» (1925 г.) сделал Усенко близким молодежи поэтом. То место, которое заняли Безыменский и Жаров - первые поэты комсомола в РСФСР, занял Усенко на Украине.
Тематика его стихов - гражданская война, работа комсомола. Наиболее яркие его стихи «18 - й год», «Письмо». Поэзия Усенко характерна большевистской непримиримостью к врагу. Поэт умеет находить «романтику будней».
Во многом схож с ним такой поэт, как И. Шевченко. Шевченко писал о моряках - комсомольцах, о борьбе на фронтах гражданской войны, показал героическую борьбу комсомола.
Украинский комсомол взрастил таких поэтов и писателей, как Шеремет, Кузьмич, Масенко, Гончаренко, Первомайский, Скрипник, Радченко, Ш и я н, Крижановский, Фомин, Гримайло и т. д.
«Молодняк» не был всегда монолитным - в его недрах, в некоторые промежутки времени. - происходила дифференциация - некоторая часть отходила вправо (Кундзич, Данченко), другая часть к лефу (Влызько) и т. д. И сейчас в «Молодняке» происходит литературно - политическая дифференциация, размежевка среди членов группы.
В основном «Молодняк» был и есть здоровая, боевая организация комсомольской литературы. Ее устойчивость заключается в здоровой, органической связи с комсомолом.
Если взять творчество первых зачинателей комсомольской поэзии, например, Шевченко, - то его произведения - сборник «Комсомольские стихи», несмотря на ряд достоинств, характерны схематизмом, трафаретностью. Почти то же самое можно сказать о Кириленко - сборник «Такты», 1926 г. в котором изображается деревня, гражданская война; Внешнее описание событий, неумение показать людей - сказываются и в его поэзии. После них выступили такие поэты, как Терень, Масенко, Гончаренко, Влызько и т. д. Микола Шеремет и Леонид Первомайский во многом схожи меж собою. Творчество Шеремета на сто процентов «окомсомолено». Комсомольский задор, жизненная бодрость, протест против мещанства звучит в мажорном стихотворении «Карнавал».
Поэт хорошо понимает, что творчество комсомольца - это классовое оружие, разящее врагов.
«О, муза моя, тебе струны в руки.
Однако, почему же ты в своей державе,
Не можешь «исторгать хваления звуки».
Ну так, как, примером, комсомольский»
Державин.
Перед глазами встает галерея бойцов за уголь. Наряду с ними поэт показывает вредителей, оппортунистов, прогульщиков. Поэт ловко развит их эпиграммами. В то же время воспевает новых людей.
Комсомол - значит наступать,
Комсомол - значит победа».
Поэт дает обещание быть передовым на угольном фронте до конца.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Классово-вредная литература
А. Жаров