Пока уголь побежденным не ляжет,
Не выйдем - из - под земли.
Поэма Шеремета - это значительный шаг вперед как самого поэта, так и «Молодняка», к подлинной поэзии реконструктивного периода. Но поэма все же схематична, в ней отсутствует типизация героев. Как и Шеремет, Первомайский очень тесно сросся с комсомолом. Его последняя книжка - «Речь на VIII съезде ЛКСМ» - пропитана комсомольским задором и энтузиазмом.
«Речь на съезде» чрезвычайно ярко подчеркивает родство поэта с организацией:
Молодость играет в зеницах очей.
Друзья. Нам каждому двадцать лет.
Мы любим ветер эпохи широкой.
Солнце эпохи на груди печет.
Первомайский воспевает молодежь, ударников на заводах и на селе.
Поколение, что выросло в боях,
Что игралось куском пулеметной ленты,
Сегодня к бою готовится,
Как фаланга пятилетки.
Несмотря на всю политическую актуальность, поэзия Первомайского не лишена недостатков. В одном из стихотворений поэт пишет о первом ударнике - комсомольце Гезела, который выглядит бледной схемой. Схематизм часто вредит стихам поэта. Поэзия Крижановского характеризуется городской тематикой.
Плохо однако, что людей в городе за исключением вузовцев он не показывает. Рабочий совсем не фигурирует в его стихах. Зато на мещанских обитателей города поэт обрушивается со всей комсомольской страстью.
Творчеству Ивана Гончаренко характерна деревенская тематика. Его герои - деревенские комсомольцы. Большинство стихов Гончаренко посвящено прошлому комсомола, воспоминаниям о гражданской войне. Классовая непримиримость красной нитью проходит в его поэзии.
Мелкобуржуазные тенденции сильно чувствуются - р. творчестве поэта Ев г. Фомина. Современность его мало радует, наоборот, наводит на раздумье. Ведь не случайно вырываются у поэта такие строчки: Где же те люди с порывами и экстазами? Их нет. Они говорят шаблонными фразами... А так хочется простору свежего, А так хочется бурь. Непогоды. Поэта не удовлетворяет наша будничная жизнь. Его стихи характеризуются идейной бедностью. «Я живу, не стыжусь, не зная политики», - заявляет Фомин.
Мелкобуржуазные тенденции также сильно довлеют в творчестве Ярослава Гримайло (см. его сборник «Витрило поднято», 1930 г.). Аполитичность, эстетизм часто можно встретить в его стихах.
Таково на сегодня поэтическое лицо «Молодняка». Дифференциация, происходящая внутри организации, вполне законна. Одни стоят на верном пути (Шеремет, Крижановский), другие идут вправо. Однако есть основание думать, что основное ядро поэтов «Молодняка» сумеет стать певцами реконструктивного периода, сумеет исправить свои недостатки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.